Междисциплинарная отрасль науки на Западе, находящаяся на стыке социологии, психологии, этнографии и антропологии.
Начиная с Геродота и Тацита, древние ученые на Западе, повествуя о дальних странах и проживающих там народах, немало внимания уделяли описанию их нравов, образа жизни, культуры, обычаев и привычек. Констатируя различия в культуре, нравах и обычаях, внешнем облике представителей отдельных этносов, древнегреческие мыслители предпринимали и попытки определить природу этих различий. Гиппократ, например, объяснял физическое и психологическое своеобразие различных народов спецификой их географического положения и климатических условий.
Еще больший интерес к исследованию проблем национальной культуры и психологии различных этнических общностей стал проявляться в эпоху формирования новых социальных отношений, с открытием неизвестных ранее стран, новых морских путей, развязыванием колониальных войн и порабощением целых народов и континентов. Одними из первых к глубокому анализу проблем национальной психологии обратились французский просветитель XVIII века Ш. Монтескье и французский философ К. Гельвеции, которые высказывали ряд интересных и оригинальных для того времени мыслей относительно сущности "общего духа" нации, т. е. национального характера, зависимости духовного склада и образа мышления народов от их образа жизни. Позднее В. Юм, И. Кант, Г. Гегель выдвинули целый ряд прогрессивных для своего времени идей, верно отражавших конкретные моменты и тенденции в национальной жизни общества. Установив тот факт, что народы мира отличаются друг от друга определенными духовными чертами, нравами и обычаями, восприятием окружающей действительности, поведением в быту, традициями и т. д., они пытались выявить корни этих явлений.
Начало анализу теоретических и методологических проблем национальной психологии с позиции осмысления "духа народов" было положено в I860 г., когда немецкие ученые X. Штейнталь и М. Лацарус начали издавать специальный журнал, в котором опубликовали свои представления о сущности национальной психики и с субъективно-идеалистических позиций сформулировали первичные представления о ней. Идею о выделении "психологии народов" как особой отрасли знаний продолжал развивать В. Вундт. Его труд "Психология народов", вышедший в объеме 10 томов, имел своей целью расширить и закрепить накопленные знания и представления о национально-психологических различиях между народами. Аналогичные идеи и взгляды развивал впоследствии Г. Лебон. Существенную несхожесть между национальными общностями он объяснял определенным состоянием "расовой души", которую считал столь же устойчивой, как и анатомическая организация человека. Кроме того, он оставил замечания относительно психологических особенностей многих народов Европы.
В середине нашего столетия развитие западных научных представлений уже шло под преимущественным влиянием американской этнопсихологической школы (см.), выделившейся из этнографии. Ее возглавлял А. Кардинер, а наиболее известными представителями были Ф. Боас, Р. Бенидикт, М. Мид и др. Этнопсихология, согласно их представлениям, должна выступать в качестве междисциплинарной области знаний и включать в себя элементы таких наук, как психология, психиатрия, социология, антропология и этнография.
В последствии различные подходы многих ученых к анализу этнических процессов сопровождались большим количеством дискуссий о содержании и форме этнопсихологических понятий и терминов. Можно выделить несколько общих проблем, которые решали в этот период западные этнопсихологи: изучение особенностей формирования национального характера; соотношение норм и патологии в различных культурах; изучение интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых, коммуникативных национально-психологических особенностей представителей различных народов мира в ходе полевых этнографических исследований; значение ранних опытов детства для формирования личности представителя конкретной этнической общности.
Постепенно научные взгляды зарубежных этнопсихологов сформировались в стройную теорию, основные положения которой сводились к понятию "базисной (модальной) личности" (см.: "Базисной (модальной) личности" теория"), под которой понимался некий средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе, и составляющий, по мнению зарубежных этнопсихологов, базу этого общества. Поэтому, считали они, вполне законно переносить данные психологического изучения личности на общество в целом.
Этнопсихология на Западе в это время внесла много ценного в изучение национального характера народов Австралии и Океании, Дальнего и Среднего Востока. В 50-60-е годы XX века многие ученые-этнопсихологи стали отходить от концепции "базисной личности". На смену ей пришла теория "модальной личности", т. е. такой, которая лишь в абстрактно общем виде выражает главные характеристики психологии того или иного народа, в реальной же жизни могут присутствовать различные спектры проявления общих свойств психического склада народа. На основе этой теоретической модели в 70-80-е годы были развернуты широкие специальные исследования. В их ходе применялись адаптированные к национальной специфике новейшие достижения в области тестовых, психодиагностических, аппаратурных и других методик. В результате чего на сегодняшний день имеется достаточно много данных о специфических чертах национальной психологии многих народов мира.
В последние годы этнопсихологические исследования на Западе приняли форму кросскультурных изучений представителей различных национальных общностей в процессе их общения, взаимодействия и взаимоотношений. С 1951 по 1990 годы было разработано около 40 тысяч межкультурных учебных программ для студентов, военнослужащих, правительственных чиновников и т. д. С 1977 года результаты этих исследований публикуются в журнале "International Journal of Intercultural Relations". В этот же период была основана профессиональная ассоциация — Society for Intercultural Education, Training and Research (SIETAR).
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)