(от греч. episteme — значение) (синонимы: этнопедагогическое познание, этнопедагогическая эпистемология, этнопеда-гогическая теория познания) — научное направление в педагогике, состоящее в выделении из совокупности воспитательных (педагогических) фактов, педагогических идей (знаний), значимых для конкретного народа.
Главенствующей идеей Э.э. является идеал личности в народном воспитании, с которым связано искусство (мастерство) воспитания в народной традиций в социальном опыте. Идеал личности в народном воспитании трактуется в тесном единстве с практическим педагогическим опытом. Этнопедагогические идеи выражаются в образной метафорической форме: "в начале был труд"; "что хорошо и что плохо"; "что красиво, то красиво"; "устами образованного человека мед пить"; "горячий как железо, твердый как сталь"; "вода течет, камни остаются".
Э.э. имеет целью — найти в народной педагогике и народном фольклоре то, что способствует воспитанию, а также на их опыте построить своего рода модель педагогической мысли народа. Э.э. ищет и находит ответ на вопрос: не существовала ли такая базовая народная концепция, вначале недифференцированная, из которой впоследствии вышла и выросла систематизированная народная педагогика? Ответ на этот вопрос требует признания того, что в устном народном творчестве можно вскрыть два взаимосвязанных пласта, подлежащих специальному исследованию: во-первых, аспект эписте-мический (фольклорная концепция воспитания), во-вторых, аксиологический (воспитательная ценность фольклора). Эти аспекты постоянно влияют друг на друга в условиях преимущественного внимания к аксиологическому аспекту.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)