Советская историческая энциклопедия
(от греч. etnos — племя, народ и grapo — пишу; букв. — народоописание) — обществ. наука, осн. объектом изучения к-рой являются народы-этносы, а также др. типы этнич. (этнографич.) общностей. Уделяя гл. внимание совр. народам, Э. включает в поле зрения и все когда-либо существовавшие этнич. общности. Э. изучает сходство и различия образа жизни народов (этнич. общностей), их происхождение (этногенез) и расселение, а также культурно-историч. взаимоотношения. Осн. предмет Э. составляют характерные, традиционные черты повседневной (бытовой) культуры народов, образующие в совокупности (вместе с языком) их специфический, этнич. облик. Такими чертами наиболее насыщена повседневная жизнь народов, находящихся в момент изучения на ранних стадиях обществ. развития. Э. исследует все стороны жизни таких народов. С появлением в клас. обществах наряду с традиционно-бытовой профессиональной культуры Э. сосредоточивает свое внимание на тех сферах повседневной жизни, к-рые обладают этнич. своеобразием. В числе этнич. особенностей изучаются не только сохранившиеся от далекого прошлого, но и установившиеся сравнительно недавно. Долгое время задачи Э. ограничивались изучением только сел. (крестьянского) населения, поскольку здесь дольше сохранялась традиц. культура; при этом считалось, что изучение гор. жизни, по крайней мере в европ. странах, не входит в ее ведение. Однако в последние годы все более расширяется и этнографич. изучение города. В качестве главных источников используются прежде всего данные, полученные методом непосредств. наблюдения совр. жизни народов. Эти т. н. полевые работы принимают разные формы: стационарные исследования (на месте постоянного или длительного пребывания этнографа) и экспедиционные исследования. Полевая работа включает прямые наблюдения быта населения (непосредственное участие в его жизни, производстве, развлечениях, обрядах), опрос информаторов, анкетирование. Весь мат-л фиксируется этнографом в виде записей, полевых дневников, а также зарисовок, чертежей, фотоснимков, киносъемок и магнитофонных записей. Если возможно, собираются вещественные коллекции (предметы утвари, одежды, украшений, нар. иск-ва и пр.), к-рые затем поступают в этнографич. музеи. В последнее время в Э. заметное распространение получил количеств. анализ массовых материалов (в первую очередь анкетных).
=====
Широко используются в Э. и др. источники: музейные коллекции (собранные раньше), записи прежних наблюдателей (архивные или опубликованные), разнообразные письменные свидетельства (данные древних и средневековых авторов, описания путешествий, юридич. док-ты, фольклорные записи и др.). Сопоставляя материал прежних свидетельств с совр. фактами, этнограф воссоздает картину историч. развития быта и культуры данного народа или группы народов. Такое изучение составляет предмет историч. Э., древнейший раздел к-рой именуется палеоэтнографией.
=====
В силу того что этнич. специфика проявляется в самых различных сферах повседневной жизни народов, Э. присущи комплексный подход к предмету исследования и использование данных, полученных смежными дисциплинами, как гуманитарными, так и естественными, со многими из к-рых она тесно связана. С общей гражд. историей Э. имеет точки соприкосновения в изучении древнейшей (первобытнообщинной) эпохи и в вопросах этнич. истории. Исследуя вопросы этногенеза, этнограф постоянно обращается к мат-лам археологии; археология же для своих реконструкций, в т. ч. для определения этнич. принадлежности археол. памятников, широко использует данные Э. С историей культуры, искусствоведением, фольклористикой Э. соприкасается в изучении нар. художеств. творчества, с экономич. науками — хоз. деятельности. С конкретной социологией Э. связывает изучение взаимодействия социально-классовых и этнокультурных явлений. С социальной психологией Э. имеет общий раздел — этнич. психологию (психология этнич. общностей). С лингвистикой Э. связывают изучение языкового родства народов, взаимных языковых влияний и заимствований, диалектологич. и ономастич. исследования (этнонимика). С географией Э. контактирует в изучении взаимодействия этноса и природной среды, типов расселения, а также по вопросам этнич. картографирования. В исследовании численности народов мира, миграционных процессов Э. смыкается с демографией. С антропологией Э. наиболее тесно сопряжена в исследовании этногенеза (этнич. антропология), а также истории первобытного общества.
=====
Сотрудничая с этими смежными науками, Э. ставит и решает весьма различные проблемы как чисто познавательные, так и практические; одни из них касаются прошлого, другие — современности. В числе этих проблем, по преимуществу этнографических, выделяются важнейшие: 1) изучение этнич. состава населения отд. стран и всего мира, особенно — территорий со смешанным населением; 2) этногенез (происхождение народов) и этнич. история отд. народов и их групп; 3) реконструкция древнейших форм обществ. жизни и культуры (первобытнообщинного строя) по пережиткам этих форм, сохранившимся у совр. отставших в своем развитии народов; 4) изучение совр. состояния тех же пережитков, оценка их положит. или отрицат. роли в жизни людей, борьба с вредными пережитками прошлого; 5) изучение положительных нар. (этнич.) традиций в области обычаев, культурных ценностей, нар. иск-ва, меры поощрения и возрождения этих традиций; 6) изучение этнич. аспектов совр. перестройки быта и культуры в особенности в социалистич. странах; 7) изучение совр. этнических процессов, преим. в социалистич. и в б. колон. странах, формирования новых наций, их взаимоотношения.
=====
В нек-рых зарубежных странах для обозначения науки, занимающейся изучением этнографич. проблематики, употребляется термин "этнология". При этом иногда последняя рассматривается как теоретич. дисциплина и противопоставляется Э., к-рой отводится роль чисто описат. науки. Однако в СССР термин "этнология" не получил распространения, и Э. объединяет как описательную, так и теоретич. стороны исследования народов мира. В рус. дореволюц. лит-ре в качестве синонима Э. иногда употреблялся термин "народоведение". В странах, где распространен нем. язык, Э. соответствует совокупность таких двух дисциплин, как "Volkskunde" (изучение собств. народа) и "Völkerkunde" (изучение зарубежных, гл. обр. внеевропейских, народов). В англоязычных странах Э. во многом совпадает с культурной и социальной антропологией, к-рые вместе с физич. антропологией рассматриваются как наука о человеке в целом.
=====
Историческое развитие Э. в зарубежных странах. Хотя Э. как самостоят. наука сложилась только в сер. 19 в., но накопление этнографич. знаний происходило с глубокой древности. Еще в др.-вост. гос-вах — Египте, Вавилонии, Ассирии, Иране, Индии, Китае и др. — обнаруживался интерес к соседним и более отдаленным народам. В царских надписях встречается много названий покоренных стран и народов, в дипломатич. док-тах имеются сведения о народах Переднего Востока, в барельефах и живописи — изображения представителей этих народов. Множество народов и племен упоминается в Библии.
=====
Лит. памятники антич. эпохи отражают постепенный рост, расширение и обогащение знаний о народах тогдашнего мира. В эпоху создания гомеровских поэм "Илиада" и "Одиссея" (9-8 вв. до н. э.) кругозор греков был очень узок, он замыкался басс. Эгейского м. и прилегающими землями. Но греч. колонизация 7-6 вв. резко расширила этот кругозор; в 5 в. до н. э. греки хорошо знали не только страны Средиземноморья и их народы, но и народы вост. стран: Ирана, Месопотамии, Кавказа, Скифии и др. В "Истории" Геродота дается обстоятельное описание народов этих стран, их обычаев, преданий. Историк Фукидид, говоря о причинах Пелопоннесской войны, рассматривал вопрос о прежнем населении Эллады. Ксенофонт в описании похода 10 тыс. греч. наемников ("Анабасис") рассказывает о народах тех стран, через к-рые шли греки (Месопотамия, Закавказье, Фригия и др.). В эпоху эллинизма и рим. завоеваний географич. горизонт еще более расширился. "География" Страбона (кон. 1 в. до н. э. — нач. 1 в. н. э.) содержит в себе упоминания о более чем 800 народах, населяющих земли от Британских о-вов до Индии, от Сев. Африки до Балтийского м., и о многих из них автор дает вполне реалистич. и достоверные сведения. Страбон ставил и вопросы о происхождении отд. народов, об историч. связях между ними. Во "Всеобщей истории" Полибия (2 в. до н. э.) сделана попытка объяснить, как и почему историч. развитие отд. стран и народов, вначале обособленных, впоследствии, со времени образования Рим. державы, слилось в одну всемирную историю. На основе богатого накопленного этнографич. мат-ла создавались и общие науч. построения: о зависимости быта и психич. склада народов от географич. среды (Гиппократ) и о развитии человечества от дикого состояния к культурному (Демокрит).
=====
Рим. писатели усвоили достижения греч. культуры и еще более раздвинули этнографич. горизонт. В "Записках о галльской войне" Юлия Цезаря содержатся ценные сведения о быте галлов, германцев, народов Британских о-вов. В "Естественной истории" Плиния Старшего — множество точных сведений о расселении народов всего известного тогда мира. Разностороннее описание быта герм. племен дано в соч. Тацита "Германия" (кон. 1 в.). В "Географии" Клавдия Птолемея (2 в.) содержится краткий перечень всех известных тогда племен и народов с точным указанием мест их расселения.
=====
Древняя лит-ра Вост. и Юж. Азии тоже заключает в себе немало этнографич. данных. В "Исторических записках" кит. историка Сыма Цяня (1 в. до н. э.), в хрониках императорских династий (Ханьской, Вэйской, Суйской, Танской) много важных сведений о народах, живших в пограничных с Китаем р-нах; китайцы обычно делили их по географич. признаку на 4 группы: "северные варвары", "восточные варвары", "южные варвары" и "западные варвары". Эпич. поэмы Индии "Махабхарата" и "Рамаяна" содержат и реалистич. и баснословно-легендарные сведения о народах Индостана и Цейлона.
=====
В раннесредневековую эпоху, после крушения Рим. империи, общий упадок экономич. и культурной жизни в Европе привел к падению этнографич. интересов. Прежние знания о народах были утрачены. Только в Визант. империи продолжались традиции антич. образованности и в связи с этим (а также по практическим потребностям как торговли, так и обороны от внешних врагов) сохранился интерес к соседним и другим народам. У Прокопия Кесарийского (6 в.) имеется много ценных сведений о слав. племенах и более отдаленных народах Центр. и Вост. Европы. В сочинениях имп. Константина Багрянородного (10 в.) немало интересных данных о Руси, о славянах и варягах.
=====
В 9-14 вв. наука и лит-ра получили большое развитие в странах Арабского халифата. Арабские, персидские и среднеазиатские ученые, писатели, путешественники, географы (Бируни, Ибн Руста, Ибн Фадлан, Масуди, Ибн Баттута и др.) в описаниях известных им стран от Испании и Сев. Африки до Поволжья, Ср. Азии и Индии дали много конкретных сведений о народах этих стран.
=====
В Зап. Европе географич. и этнографич. кругозор начал понемногу расширяться лишь с 13 в., со времени вторжения монголов в Вост. Европу. После смелых путешествий на Восток монахов Дж. да Плано Карпини и Виллема Рубрука (сер. 13 в.) в Европе появились сведения о населении Центр. Азии, о монголо-татарах и покоренных ими народах. Венецианский купец Марко Поло, вернувшись из длительного пребывания в Китае (1271-95), подробно описал страны, к-рые он посетил, обычаи их народов. "Книга" Марко Поло надолго оставалась гл. источником сведений о народах Вост. и Юж. Азии.
=====
Резкое увеличение этнографич. знаний произошло в эпоху Великих географических открытий (с сер. 15 в.), вызванных экономич. потребностями европ. гос-в. Открытие португ. моряками зап. и юго-зап. побережья Африки, а потом и морского пути вокруг Африки в Индию (Васко да Гама, 1498), открытие испанцами Центр., а потом и Юж. Америки (Христофор Колумб, 1492), завоевание этих стран — все это способствовало быстрому росту знаний о земле и людях. В новооткрытых странах, особенно в Америке, обитали народы неизвестного происхождения и совершенно иной культуры; их вид и странные обычаи ломали привычные средневековые представления, основанные на библейском предании о происхождении всех народов от сыновей Ноя. Для Э. очень важны первые описания новооткрытых амер. земель испанцами (Колумб, П. Мартир, Б. Овьедо, Б. де Лас Касас, Д. де Ланда и др.), поскольку значит. часть коренного индейского населения этих земель была вскоре или истреблена завоевателями (о-ва Вест-Индии), или культура их была разрушена, а сами они насильственно обращены в христианство (ацтеки, майя, чибча, муиски, инки и др.).
=====
В 17-18 вв. колон. захваты продолжались; но Испания и Португалия были оттеснены державами, экономически более развитыми: Голландией, Англией, Францией. К кон. 18 в. англичанам и французам было известно большинство индейских групп Сев. Америки, многие из них были покорены, иные истреблены. Важные этнографич. сведения о них содержатся в сочинениях миссионеров-иезуитов, гл. обр. французов (П. Ф. Шарльвуа, Л. Ла Онтан, Ф. Лафито и др.). Во 2-й пол. 18 в. были совершены плавания франц. и англ. моряков в Тихом ок., открыт ряд архипелагов Полинезии, часть Меланезии, дано их первое описание (французы Л. Бугенвиль, Ж. Ф. Лаперуз и др., англичане Дж. Кук и др.). К кон. 18 в. в связи с возникновением англ. колоний в Австралии произошло первое, еще очень поверхностное знакомство европейцев с австралийскими аборигенами.
=====
Накопление этнографического мат-ла позволило сделать в 18 в. нек-рые попытки его науч. осмысления и обобщения: первые пробы сравнительного метода (Лафито и англ. ученые Дж. Толанд, Г. Форстер и др.); идеализация первобытности и идея счастливого детства человечества (Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро); мысль о зависимости нравов и обычаев народов от географич. среды (Ш. Монтескьё); идея культурного прогресса и взгляд на внеевроп. отсталые народы как на представителей ранней его стадии (Вольтер, А. Фергюсон, Ж. Кондорсе). В концепции нем. философа и литературоведа И. Г. Гердера сочетались идея всемирно-исторического прогресса и тезис о самостоятельной ценности культурного творчества и самобытности каждого отдельного народа.
=====
Начало 19 в. ознаменовалось для Э. быстрым ростом обществ. интереса к познанию старины и самобытного творчества европ. народов. Этот интерес был порожден в значит. мере общим подъемом нац. движений, особенно во время освободит. войн против Наполеона; он проявился больше всего в немецких землях: первые публикации нем. нар. сказок и песен (Л. И. Арним, братья Я. и В. Гримм), изучение нар. верований и немецкой мифологии (Гримм, В. Манхардт), появление термина Volkskunde — "народоведение". Нем. ученые (Я. Гримм, В. Шварц, А. Кун и др.) заложили основы т. н. мифологической школы, к-рая выводила нар. верования, поэзию, обычаи, обряды и пр. из предполагаемой древней астральной (космической) мифологии (мифологич. образы божеств солнца, луны, грозы, ночного неба и др.). Это направление в 1830-70-х гг. стало господствующим в большинстве стран. Из слав. стран интерес к изучению своего народа особенно проявился у чехов (кружок патриотов — учеников Й. Добровского) и у сербов (Вук Караджич); в меньшей степени он затронул Францию и скандинавские страны (публикация нар. песен), Финляндию ("Калевала", составленная поэтом Э. Лёнротом на основе нар. песен — рун).
=====
К сер. 19 в. на основе все более возраставшего накопления фактич. сведений о внеевроп. народах и в связи с практическими потребностями колон. управления возникла необходимость в обосновании самостоят. науки — этнографии. Появились первые этнологич. (этнографич.) об-ва: в Париже (1839), Нью-Йорке (1842), Лондоне (1843). Впервые появился термин "этнология" (Ж. Ж. Ампер, 1830-е гг.). Делаются первые попытки широких теоретич. обобщений, где Э. рассматривается как общее учение о человеке и его культуре. В связи с огромными успехами естеств. наук методы этих наук — и прежде всего общая идея эволюции — были усвоены основоположниками Э. Так сложилась т. н. эволюционная школа — классич. направление бурж. Э. Представители этой школы — Дж. Леббок, Дж. Мак-Леннан, Г. Спенсер, особенно Э. Тайлор в Великобритании; А. Бастиан, Т. Вайц, Г. Герланд, О. Пешель, Ю. Липперт в Германии; Ш. Летурно во Франции; Л. Г. Морган в США — держались сходных взглядов на задачи науки о человеке. Их осн. идеи: единство человечества, общие и одинаковые законы развития всех народов, прогрессивность этого развития (от простых форм к сложным, от низших к высшим). Различия же между народами в их быту и культуре этнографы-эволюционисты рассматривали как чисто количественные, как разные ступени развития одного и того же явления. Остатки более ранних ступеней, сохранившиеся среди более поздних форм, Тайлор называл "пережитками" и придавал им большое познават. значение, поскольку они помогают понять направление развития данного явления (напр., пережитки ранних форм брака в совр. эпоху).
=====
Этнографы-эволюционисты интересовались больше всего вопросами истории брачно-семейных отношений и историей религии. Исследователи истории брака и семьи (И. Бахофен, Леббок, Мак-Леннан, Липперт и др.) придерживались взгляда о постепенном развитии от группового ("коммунального") брака к индивидуальному (парному), от материнского счета родства к отцовскому. Больше всего сделал в этой области Морган ("Древнее общество", 1877), доказавший господство материнско- родовых отношений в первобытном обществе, проследивший развитие брака и семьи от первобытного промискуитета к совр. моногамии (впрочем не все выводы Моргана получили подтверждение; см. Кровнородственная семья, Пуналуальная семья). Исследователи истории религии (Спенсер, Леббок, Липперт, а особенно Тайлор) пытались найти первичные формы религ. верований в вере в душу человека, отделимую от тела (анимистическая теория Тайлора, см. Анимизм). Мат-л для своих исследований и выводов эти авторы черпали гл. обр. из данных Э.
=====
Идеи этнографов-эволюционистов были в те годы передовыми и прогрессивными. Они отвечали общему духу 19 в., когда бурж. строй достиг своего расцвета и вера в прогресс человечества одушевляла философов и ученых. Велась идейная борьба против остатков средневекового и богословского мировоззрения и в этой борьбе молодая наука Э. играла немалую роль.
=====
Но само понятие эволюции, как и понятие прогресса, было у классиков бурж. Э. ограниченным и неполным. Эволюция понималась как постепенное, прямолинейное и притом спонтанное, без скачков и уклонений, развитие каждого отд. явления культуры от простых форм к более сложным: брак и семья развиваются сами по себе, иск-во, х-во и пр. — тоже; движущей силой этих процессов они считали совершенствование психики. Один только Морган, стоявший теоретически выше других эволюционистов, пытался установить общие стадии развития человечества (низшая, средняя и высшая ступени дикости, низшая, средняя и высшая ступени варварства, цивилизация), наметив для каждой стадии рубежи в виде технич. изобретений, т. е. положив в основу периодизации развитие производства средств существования. Это была материалистич. точка зрения, хотя Морган был не во всем последовательным материалистом. Другие этнографы-эволюционисты держались в этом отношении разных взглядов, вплоть до крайнего идеализма (А. Бастиан с его "психологическим" объяснением истории).
=====
Эволюционистское направление представляло в целом первую стройную, хотя и одностороннюю и ограниченную концепцию в области Э. Положит. стороны этой концепции привлекли тогда же внимание основоположников марксизма. Годы деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса совпали как раз с периодом становления Э. как науки. Маркс и Энгельс были хорошо осведомлены об успехах Э. и критически рассматривали работы этнографов. Выше всего оценили они исследования Моргана, гл. труд к-рого "Древнее общество" Маркс подробно конспектировал, а Энгельс использовал в своей книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884). В этом труде развиты осн. методологич. положения марксистской концепции первобытности и возникновения клас. общества, имеющие огромное значение для Э. Важные методологич. указания, связанные с проблемами Э., содержатся и в таких произведениях Маркса и Энгельса, как "Немецкая идеология", "Введение к "К критике политической экономии"", "Капитал", "Марка", "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", "Людвиг Фейербах..." и др., а также в их переписке.
=====
Труды основоположников марксизма послужили идейной основой для создания принципиально нового, историко-материалистич. направления этнографич. науки. Но в те годы марксизм еще не стал господств. методологич. основой этнографич. науки, к-рая продолжала оставаться преим. на позициях эволюционизма. Однако общие методологич. положения историч. и диалектич. материализма уже тогда оказали значит. влияние на развитие Э.
=====
К кон. 19 в. Э. вступает в новый этап. Непосредственные этнографич. наблюдения, к-рые раньше делались непрофессионалами (путешественниками, торговцами, миссионерами и др.), теперь проводятся специально подготовленными учеными. Снаряжаются большие чисто этнографич. экспедиции — на о-ва Торресова прол. (1898), в сев. часть Тихого ок. (1899-1902) и др. Этнографич. мат-л собирается по предварительно разработанным программам.
=====
Эпоха империализма знаменуется в Э., с одной стороны, новыми успехами, углублением полевых исследований, накоплением новых мат-лов, расширением музейного дела и пр., с др. стороны — возникновением в Э. ряда реакц. тенденций, отражающих стремление бурж. науки увековечить капиталистич. строй, объявить частную собственность, классы, моногамную семью неизменными институтами человеческого общества; отвергаются идеи единства и прогрессивности историч. процесса. В кон. 19 — нач. 20 вв. начался пересмотр классич. концепций Э. Эволюционистское направление теряет свое монопольное положение в Э. Прогрессивные ученые старались преодолеть ограниченность и прямолинейность эволюционистского метода; реакционные бурж. ученые, а также клерикальные круги, опасаясь радикальных выводов из эволюционистских теорий, особенно после усвоения и переработки их марксистами, стремились опорочить эти теории.
=====
Появились книги, авторы к-рых (К. Старке, Э. Вестермарк, Г. Кунов, Э. Гроссе) старались опровергнуть концепции группового брака, универсальности материнского рода и пр. и доказать изначальность индивидуальной патриархальной семьи. Анимистич. теория происхождения религии тоже подверглась критике: клерикальные круги (особенно католич. школа патера В. Шмидта) стремились в противовес этой теории защитить идею прамонотеизма (см. Прамонотеизма теория), согласную с библейской догмой; однако и прогрессивные ученые, неудовлетворенные упрощенной схематичностью анимистич. теории, разработали в противовес ей более глубокую концепцию: "преанимистическую" точку зрения, согласно к-рой еще до возникновения анимистич. представлений были другие, более примитивные верования, в частности вера в колдовство, в безличную сверхъестеств. силу (англ. ученые Дж. Фрейзер и Р. Маретт, немецкие — К. Прёйс, Р. Каруц и др.).
=====
Одним из влиятельных новых методологич. течений в Э. стал с кон. 19 в. диффузионизм, прямо направленный против классич. эволюционизма. Идею развития культуры диффузионисты подменили идеей ее "диффузии", т. е. географич. распространения и перемещения. Предтечей диффузионистов был нем. ученый Ф. Ратцель с его "антропогеографическим" методом изучения взаимных культурных связей между народами. Крайним диффузионистом был и др. нем. ученый Ф. Гребнер, сводивший всю историю человеческой культуры к чисто пространственному перемещению т. н. культурных кругов ("культур"), представлявших собой в действительности чисто произвольный и механический набор разрозненных элементов. К гребнерианству примыкала и венская культурно-историческая школа (В. Шмидт), пользовавшаяся этим методом для обоснования теории прамонотеизма. Особый вид приняла диффузионистская точка зрения у нем. африканиста Л. Фробениуса, к-рый начал с очень полезного анализа составных элементов культур народов Африки, но позже дошел до биолого-мистич. понимания "культур" как самостоятельных, независимых от человека, живых организмов. Разновидностью диффузионизма были взгляды англ. исследователя У. Риверса (изучавшего происхождение культур народов Океании) и "панегипетская теория" английских ученых А. Г. Эллиота-Смита и У. Перри, к-рые выводили все высокие культуры земного шара из Древнего Египта. Эти крайности диффузионизма, хотя и отправлявшегося вначале от разумной задачи изучения культурных связей между отд. странами, приводили к фантастическим выводам, и уже к 1920-м гг. диффузионизм в значит. мере утратил влияние в европ. Э.
=====
Умеренные формы приобрело диффузионистское направление в США, где оно возглавлялось крупным ученым Ф. Боасом. Боас и его ученики, однако, не считали "диффузию" главным явлением и главным фактором истории. Они требовали конкретного изучения "культурных ареалов", тщательной фиксации фактов, Длительной стационарной полевой работы при непременном знании местных языков. Школа Боаса (А. Гольденвейзер, Р. Лоуи, П. Радин, Дж. Суонтон, Э. Сепир, К. Уислер, А. Крёбер и др.), называвшая себя "исторической", сделала очень много для конкретно-этнографич. изучения коренного населения Сев. Америки; ученикам Боаса удалось выявить здесь ряд своеобразных культурных провинций, понять культурные связи между ними. Для взглядов Боаса и его учеников было характерно стремление к накоплению фактов, а вместе с тем крайнее недоверие к возможности открыть общие закономерности в истории человеческого общества и его культуры.
=====
В нач. 20 в. нек-рое влияние на Э. оказал психоаналитический метод австр. врача З. Фрейда, разработанный им в психиатрии, но примененный к изучению истории культуры. Он придавал преувеличенное значение сексуальным влечениям ("либидо") в деятельности людей, усматривая в них ключ к объяснению социальных явлений, игнорируя при этом историч. условия; такое истолкование нар. обычаев и верований с точки зрения эротич. символики не подтверждается, однако, фактами. Впоследствии фрейдизм, почти утративший свое влияние в европ. науке, возродился в виде неофрейдизма в США.
=====
Значительным было влияние на Э. франц. социологической школы Э. Дюркгейма. Последний выступил в 1890-х гг. с обоснованием "социологического метода", провозглашенного еще позитивистом О. Контом. Этот метод был основан на понимании социальных явлений как особого рода духовной реальности, законы к-рой отличны от законов индивидуальной психики; позже этот метод был перенесен и на область Э. Дюркгейм применил его к изучению ранних форм религ. верований и на примере австралийских тотемических верований стремился показать, что они суть форма самосознания первобытной родовой общины (клана). Самый видный последователь Дюркгейма франц. ученый М. Мосс исследовал тем же методом первобытные формы обмена ("дарение"). Близкий к школе Дюркгейма франц. философ и психолог Л. Леви-Брюль создал целое учение о первобытном ("дологическом") мышлении, где преобладают "коллективные представления", не подчиняющиеся законам логики ("Мыслительные функции в низших обществах", 1910, и др.). Несмотря на идеалистические ошибки Дюркгейма и его школы (понимание общества лишь как системы моральных, психических связей), эта школа представляла собой известный шаг в развитии Э. Она решительно порвала с господствовавшими прежде объяснениями социальных явлений из индивидуальной психики человека, с чисто субъективными приемами объяснения фактов. Влияние школы Дюркгейма сказалось на позднейших направлениях в бурж. Э.
=====
В прямой зависимости от нее зародилась в Великобритании т. н. функциональная школа, сложившаяся после 1-й мировой войны. Глава этой школы Б. Малиновский выдвинул несколько новых принципиальных положений, направленных как против эволюционистского, так и против диффузионистского течения: каждая "культура" (т. е. отд. общество или народ) представляет собой неделимое целое, все части к-рого органически связаны между собой, ибо каждая часть выполняет некую необходимую "функцию", удовлетворяющую определенной "потребности" (под потребностями Малиновский подразумевал как элементарные биологические, так и более сложные, производные). Задачей Э. ("культурной антропологии") Малиновский считал изучение исключительно современного состояния каждой "культуры" (т. е. каждого народа), решительно отвергая историч. изучение, ибо для последнего у нас нет, по его мнению, источников, да если бы и были, они нисколько не помогут нам понять современность; поэтому Малиновский считал вредным тайлоровское понятие "пережиток", к-рое якобы уводит исследователя от понимания действительных функций изучаемых явлений. Он считал, что, изучая уровень совр. развития колон. народов, Э. должна вместе с тем изыскивать способы наилучшего управления ими; таким образом Э. прямо ставилась на службу колонизаторам. Другой основатель функционализма — англ. ученый А. Радклифф-Браун. В отличие от Малиновского, он не отвергал историч. анализа, но придавал ему второстепенное значение. Он отделял друг от друга два направления исследования: "этнологию" (изучение конкретной истории отд. народов, их происхождения и пр.) и "социальную антропологию" (изучение общих закономерностей развития человечества); второе направление он считал гораздо более важным. На первое место Радклифф-Браун ставил понятия "структуры" и "системы" об-ва, рассматривая их статически, а не исторически.
=====
Функциональное направление быстро распространилось в науке, гл. обр. в странах Брит. империи. Для этого были и свои общественно-политич. причины: потребность брит. колон. администрации в более гибких приемах обращения с коренным населением (т. н. непрямое, или косвенное, управление, через местную аристократию, вождей); для этого надо было лучше понимать структуру туземного общества и функционирование его отд. институтов. Функциональная концепция лучше всего отвечала этой потребности. Колон. чиновников стали назначать на должности лишь после сдачи экзамена по функциональной Э. Связь функционализма с неоколониализмом скомпрометировала это направление в глазах многих прогрессивных ученых. Антиисторизм Малиновского тоже нашел очень мало сторонников. Но идеи функционализма об органическом единстве каждой "культуры", взаимосвязи всех ее частей были известным вкладом в этнографич. науку.
=====
2-я мировая война 1939-45 вызвала изменения в развитии бурж. Э. В Германии и в странах, оккупированных нацистами, поднял голову расизм, фальсифицировавший в антинаучных политич. целях историч. и этнографич. данные. Чрезвычайно усилилась деятельность этнографов США, где она приобрела гл. обр. прикладное направление. На первое место выдвинулась задача обслуживания воен. ведомства, многие этнографы работали на средства этого ведомства или состояли на службе амер. военной администрации, особенно в Юго-Вост. Азии и в Океании, где шли воен. действия против Японии. Еще в 30-е гг. "историческое" направление школы Боаса начало уступать место "психологическому" (или "этнопсихологическому") направлению, сложившемуся под влиянием идей Фрейда. Возглавил это направление амер. психиатр А. Кардинер, а видными деятелями его стали Р. Бенедикт, Р. Линтон. Сторонники этой новой школы подчеркивали качественные различия и своеобразия каждой отд. "культуры" ("модель культуры"), объясняя эти своеобразия различиями в типе "основной личности", т. е. среднего психич. типа людей — носителей данной культуры. А особенности "основной личности" складываются, по мнению сторонников данной школы, в первые годы жизни ребенка под влиянием господств. обычаев ухода за детьми и воспитания их (способы кормления, пеленания, ношения ребенка и пр.). Этим методом "этнопсихологи" старались определить черты нац. характера разных народов и при этом допускали нередко несправедливую, даже оскорбительную их оценку. Наиболее положительные психич. черты приписывали они амер. народу, и это служило как бы теоретич. обоснованием претензий амер. империализма на мировую гегемонию. Вместе с тем их построения призваны были доказать, что колониализм якобы является способом приобщения отсталых народов к более высокой "культурной модели".
=====
Методы работы и тенденциозные выводы этнопсихологов вызвали суровую критику со стороны прогрессивных ученых США и др. стран. На съезде этнографов в Нью-Йорке в 1952 это направление потерпело поражение и с тех пор быстро пошло на убыль.
=====
В 50-х гг. в США наметились новые течения вЭ., к-рые и теперь там господствуют: 1) культурный релятивизм (теория "ценностей"; М. Херсковиц и др.), провозгласивший несравнимость культурных типов отд. народов, невозможность измерять их единым масштабом: каждый народ вырабатывает свою систему ценностей, и нельзя утверждать, какая из них лучше или выше. Эта идея, исходящая из законного уважения к культуре каждого народа, вместе с тем не признает единства человеческой культуры и в конечном счете оправдывает культурную отсталость; 2) неоэволюционизм (теория многолинейной эволюции; Дж. Стьюард): попытка преодолеть упрощенную прямолинейность классич. эволюционизма, возродив его наиболее научно обоснованную сторону — теорию прогресса; на деле, однако, неоэволюционистская концепция ведет к отказу от поисков общих закономерностей в истории культуры; 3) попытки восстановить классический эволюционизм (Л. А. Уайт), реабилитация Моргана, отвергнутого предыдущим поколением американских этнографов.
=====
В большинстве зап.-европ. стран в послевоенные годы Э. по-прежнему резко разделена на два направления: изучение своего народа (и соседних народов) и изучение внеевроп. народов. Первое наиболее развито в скандинавских странах, в Финляндии, Нидерландах, ФРГ, Австрии, Швейцарии, меньше — во Франции, Италии, еще меньше — в Великобритании; второе направление развито в Великобритании, Франции, ФРГ.
=====
В родиноведческой европ. Э. преобладает интерес к материальной культуре крестьянства, отчасти к нар. верованиям и обрядам; местами эти вопросы изучены до мельчайших деталей. Издаются очень ценные нац. этнографич. атласы. Все более распространяется идея о важности изучения повседневного быта народа, притом в историч. разрезе (швед. ученый С. Эриксон). Все сильнее ощущается необходимость координации программ исследования между учеными разных стран, согласования приемов картографирования; начата работа по составлению единого общеевроп. этнографич. атласа. Создаются междунар. объединения европ. этнографов.
=====
В изучении внеевроп. народов господствующим течением стал в последнее время структурализм. Он не представляет, однако, единой теории. Одни структуралисты продолжают традиции Радклифф-Брауна с его идеей единства и неразрывности обществ. системы (англ. ученые Э. Эванс-Притчард и др.). Другие же переносят в Э. методы структурной лингвистики и считают возможным рассматривать отд. стороны обществ. жизни (напр., мифологию или кухню) как самостоятельные системы (франц. ученый К. Леви-Строс).
=====
В особую область знания выделяется слав. Э. (этнографич. славистика). Здесь надо отметить, помимо множества этнографич. описаний локального и нац. масштаба, широкие сравнительно-историко-этнографич. исследования: многотомный труд "Славянские древности" (1902-34) чеш. археолога и этнографа Л. Нидерле; сравнительно-этнографич. обзор культуры слав. народов "Народная культура славян" (1929-39) и др. работы польского этнографа К. Мошиньского; капитальный труд сербского географа и этнографа Й. Цвийича "Балканский полуостров" (1918).
=====
Вторая пол. 20 в. отмечена значит. ростом числа и квалификации этнографич. кадров во многих странах Азии, особенно в Японии и Индии, а также Турции, Иране, Вьетнаме, Таиланде и др. Гл. предмет исследования здесь — происхождение, этнич. история и культура осн. народа своей страны, в чем нередко довольно много сходства с родиноведческим уклоном в европ. Э. Наряду с этим ведутся исследования по малым народам своих стран, особенно фундаментальны они в Индии. Специальных этнографич. школ в странах Азии не сложилось, здесь распространены концепции функциональной школы (Индия), отчасти венской школы (работы М. Ока в Японии)