Советская историческая энциклопедия
Особый исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племем, народностью, нацией и др. образованиями; т. о., термин "Э. о." очень близок термину "народ" в его этнографич. смысле. Для обозначения Э. о. применяется также термин "национальность" (напр., "народы СССР" — то же, что "национальности СССР"). Осн. условием возникновения Э. о. является общность территории как естеств. базы объединения людей, а также общность или близость их языка. Нередко, напр. при сложении наций Америки, общность языка достигалась в ходе развития хоз., культурных и др. связей между разноязычными компонентами Э. о., т. е. представляла собой не столько предпосылку, сколько результат процесса этногенеза. В ходе этого процесса под влиянием различных социально-экономич. факторов и особенностей природной среды складываются характерные для Э. о. черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологич. характеристик; наряду с этим вырабатывается этнич. самосознание, видную роль в к-ром играет представление о какой-то общности происхождения и историч. судеб входящих в Э. о. людей. Почти все эти элементы Э. о. наряду с территорией и языком могут выступать в качестве ее признаков. Иногда формированию Э. о. способствуют общность религии, а также близость в расовом отношении. Такая близость возникает и при образовании значит. переходных (метисных) групп между вошедшими в Э. о. резко различными расовыми компонентами (напр., у бразильцев, кубинцев и др.). Сформировавшаяся Э. о. выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путем этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнич. ориентации и т. д. Для более устойчивого существования Э. о. стремится к созданию своей социально-территориальной организации (в клас. обществе — гос-ва). С течением времени отдельные части сформировавшейся Э. о. могут разобщаться территориально, члены ее, переселившись в др. социально-экономич. и природные условия, могут изменить многие стороны культуры и быта, перейти на язык другой Э. о., однако пока у них сохраняется этнич. самосознание как осн. этнич. определитель, они включаются в прежнюю Э. о. Существенные изменения языка и культуры и особенно те изменения Э. о., к-рые ведут к перемене этнич. самосознания, к переходу групп людей из одной Э. о. в другую, наз. этнич. процессами. Такие процессы делятся на два осн. вида: разделительные, характерные гл. обр. для первобытнообщинной эпохи, и объединительные; последние подразделяются на консолидацию, ассимиляцию и межэтнич. интеграцию; все они в той или иной степени определяют собой и ход этногенеза. Изменения социально-экономич. черт Э. о. обычно наз. этно-социальными процессами.
=====
Разработка теории Э. о., в частности типологизация, еще не завершена. Принято выделять историч. типы Э. о. — племя, народность, нацию. Различают также, с одной стороны, территориально компактные и социально организованные Э. о., с другой — территориально разобщенные Э. о. Термин "Э. о." иногда применяется для обозначения неск. народов (этно-лингвистич. групп, напр. русские, украинцы, поляки и др. — "славянская Э. о."), а также — для подразделений внутри народа (этнографические группы, напр. среди русских — поморы, кержаки); в обоих этих случаях для обозначения собственно народов применяется термин "этнос". Нек-рые авторы при классификации Э. о. по социально-экономич. формациям выделяют для первобытнообщинного строя как особый тип Э. о. не только племя, но и группу родственных племен (H. H. Чебоксаров), для Э. о. рабовладельч. формации предложен термин "демос", для феодальной — собственно "народность" (С. А. Токарев) и т. д.
=====
Лит.: Токарев С. A., Проблема типов этнических общностей, "ВФ", 1964, No 11; Козлов В. И., Динамика численности народов, М., 1969, гл. 1, 3; Бромлей Ю. В., К характеристике понятия "этнос", в сб.: Расы и народы, в. 1, М., 1971; его же, Опыт типологизации этнических общностей, "СЭ", 1972, No 5; Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. A., Народы, расы, культуры, М., 1971.
=====
В. И. Козлов. Москва.