Новая философская энциклопедия
ЭПОХЕ́ (от греч. ἐποχή – остановка, прекращение, воздержание от суждения) – понятие, восходящее к античному скептицизму (Пиррон [ПИРРОН], Энесидем), в 20 в. возрожденное Э.Гуссерлеми толкуемое им как совокупность подготовительных процедур феноменологического метода, функцией которых является «выведение из игры» (außer Aktion setzen), или приостановка, или «заключение в скобки» (Einklammerung), или «подвешивание» (suspendieren) «наивно-реалистических» постулатов науки и философии относительно мира, человека, его сознания. Метод эпохе́, согласно Гуссерлю, не имеет ничего общего с субстанциалистскими утверждениями идеализма, в случае крайнего субъективизма приводящими к солипсизму и скептицизму. Идеализм (а в отдельных случаях и солипсизм), с которым связано феноменологическое эпохе́, является методическим. Само «заключение в скобки» носит исключительно методический характер: это только мысль (Husserliana, Bd. III. Den Haag, 1972, S. 266), только методическая «нейтрализующая модификация», не затрагивающая фактического положения вещей в самом мире. Зато эпохе́ открывает возможность кардинального изменения позиции философа как феноменолога: «наивная» естественная установка совершенно преобразуется – я «становлюсь незаинтересованным наблюдателем моего здесь-бытия и моего собственного Я», становлюсь «феноменологизирующим Я», раскрывающим «актовую жизнь» сознания. Появившись в работах Гуссерля уже в самом начале 20 в., понятие эпохе́ затем было включено в учение о феноменологической редукции [РЕДУКЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ]в качестве обозначения предварительного, очищающего ее этапа.
Н.В.Мотрошилова