(от греч. epitapios — надгробный, от epi — на, над и tapos — могила) — надгробная надпись, обычно стихотворная. Тип Э. сложился в Др. Греции и Риме. В европ. культуре применялись и реальная Э., и как бы воспроизводящая её фиктивная — стихотворение в духе надгробной надписи, существующее на тех же правах, что и другие "неприкладные" стихотворения. Сохранились отд. Э., посвященные музыкантам, напр. трубачу римского войска (см. кн.: Федорова Е. В., Латинские надписи, М., 1976, с. 140, 250, No 340) и органному мастеру, "который умел делать водяные органы и даже направлять движение (воды в них)". Изредка реальные Э. бывали и музыкальными. Так, на гробнице Сейкила в Траллах (Лидия, Малая Азия) ок. 100 до н. э. была высечена запись песенной мелодии с соответствующим текстом (см. нотный пример в ст. Древнегреческие лады, колонка 306, внизу). В 19 в. нередко создавались муз. произв., по своему характеру отвечавшие представлению об Э. и иногда носящие это название. В их числе 2-я часть "Траурно-триумфальной симфонии" Берлиоза ("Надгробная речь" для тромбона соло), "Э. к надгробию Макса Эгона Фюрстенбергского" для флейты, кларнета и арфы Стравинского, три Э. ("Drei Grabschriften") Дессау на сл. Б. Брехта (памяти В. И. Ленина, М. Горького и Р. Люксембург), Э. на смерть К. Шимановского для струн. оркестра Шелиговского, вок.-симф. Э. памяти Ф. Гарсиа Лорки Ноно и др. Э. родственны др. произв. т. н. мемориальных жанров — похоронный марш, нения, надгробие (Le tombeau; сюита "Гробница Куперена" для фп. Равеля, "Скорбная песнь" для оркестра Лядова), нек-рые элегии, Lamento, In memoriam (интроит "Памяти Т. С. Элиота" Стравинского, "In memoriam" для оркестра Шнитке).
Издания: Греческая эпиграмма, пер. с древнегреч., (М., 1960); Carmina latina epigraphica. Collegit Fr. Buecheler, fasc. 1-3, Lipsiae, 1895-1926; Carmina sepulcraia latina. Collegit J. Cholodniak, Petropoli, 1897.
Литература: Петровский P. A., Латинские эпиграфические стихотворения, M., 1962; Ramsay W. M., Unedited inscriptions of Asia Minor, "Bulletin de Correspondance Hellйnique", 1883, v. 7, No 21, p. 277-78; Сrusius O., Ein Liederfragment auf einer antiken Statuenbasis, "Philologus", 1891, Bd 50, S. 163-72; его жe, Zu neuentdeckten antiken Musikresten, там же, 1893, S. 160-200; Martin E., Trois documents de musique grecque, P., 1953, p. 48-55; Fischer W., Das Grablied des Seikilos, der einzige Zeuge des antiken weltlichen Liedes, в сб.: "Ammann-Festgabe", T. 1, Innsbruck, 1953, S. 153-65.
E. В. Герцман.