Новая философская энциклопедия
ЭПИКТЕТ (Ἐπίκτητος – букв. «прикупленный», вероятно рабская кличка) из Гиераполя во Фригии (ок. 50 – после 120) – крупный представитель Поздней Стои. В юности был рабом Эпафродита, фаворита Нерона; вероятно, в 70-х – нач. 80-х гг. слушал беседы Музония Руфа, определившие содержание и стиль философствования Эпиктета. Получив свободу, жил в бедности; в 89 вместе с другими философами был выслан Домицианом из Рима и поселился в Никополе (Эпир), проповедуя учение кружку слушателей (в их числе был историк и географ Флавий Арриан, записавший беседы Эпиктета). Умер, видимо, при Адриане (возможно, в Риме). Сохранились 4 книги «Бесед» (Διατριβαί), «Руководство» (Ἐγχειρίδιον) и фрагменты. Различные названия записей Арриана (Διατριβαί, Ὁμιλίαι, Διαλέξεις, Σχολαί, Ὑπομνήματα) относились, видимо, к одному сочинению – «Беседам» (первоначально в 8 или 12 книгах). «Руководство» скорее всего составлено Аррианом как сводка наиболее характерных идей учителя (см. Simpl. In Ench. praef. mit.).
Основные мотивы, характерные для Сенеки [СЕНЕКА], заметны и у Эпиктета. Теория для него – нечто вторичное, она никогда не излагается в «чистом» виде. Вне этики Эпиктет довольствуется старыми догмами и, более того, провозглашает «возврат к истокам», в частности к Хрисиппу [ХРИСИПП](особенно это касается физики, сведенной к психологии и учению о промысле). Натурфилософские интересы у Эпиктета практически отсутствуют, а логика рассматривается как средство для избежания ошибок или демонстрации причинных связей (Diss. I 7, 9; 17; II 25 ср. Ench. 46; 52). Основное значение приобретает практическая этика, излагаемая в виде прочувствованной проповеди, порой с заметными элементами кинизма (напр., Diss. III 22). Философствование начинается с сознания собственного бессилия (II 11, 1 сл.). Задача философии – врачевать больную душу (Diss. III 23, 30) и учить человека знанию о благе и зле, а также управлению страстями. Важнее всего – «правильное пользование представлениями» (ὀρθὴ χρήσις τῶν φαντασιῶν – I 20, 14). Резче, чем кто-либо из стоиков, Эпиктет подчеркивает момент внутренней независимости, свободы выбора (προαίρεσις – впервые в стоической традиции он широко использует этот термин) по отношению к представлениям. Человек всегда может оценить представление и сказать: «Это меня не затрагивает» (οὐδὲν πρὸς ἐμέ – I 29, 7; 24). Сама возможность выбора – единственное внутреннее благо, «то, что от нас зависит» (I 22, 10; 24, 5), «мое»: «Меня заботит только мое, неподвластное помехам и по природе свободное. В этом для меня сущность блага. А все остальное пусть будет, как будет – мне безразлично» (IѴ 13, 24). Προαίρεσις – первичный интеллектуальный акт (выбор верного принципа оценки), предшествующий суждениям о конкретных представлениях (III 22, 19 sq.; 103). Однако абсолютизация выбора не означает торжества формального принципа, ибо конечная цель остается материально определенной: аскетическая готовность ко всему – излюбленная тема Эпиктета. Желая стать «из человека богом» (II 19, 27), «терпи и воздерживайся» (ἀνέχου καὶ ἀπέχου – Gell. N. А XVII 19), но выход всегда есть – «дверь тебе открыли» (III 8, 6). Многие мотивы паренетики Эпиктета так же близки христианскому сознанию, как и мироощущение Сенеки: в 7 в. появилось переложение «Руководства» для нужд монастырской жизни, приписываемое Нилу Анкирскому; еще раньше «Руководство» использовалось неоплатониками как учебный текст (Симпликий). Эпиктет оказал значительное влияние на европейскую моралистику.
Тексты:
1. Dissertationes ab Arriano digestae. Enchiridion. Fragmenta, rec. H.Schenkl. Lipsiae, 1916 (Stuttg., 2 ed. 1965);
2. The Discources as reported by Arrian. The Manual and fragments, with an engl. transl. by W.A.Oldfather. L., 1926–28 (2 ed. 1950);
3. Entretiens, texte établi et trad. par J.Souilhé avec la coll. de A.Jagu, vol. 1–4. P., 1949–65;
4. в рус. пер.: Беседы Эпиктета, пер. Г.А.Тароняна. М., 1997;
5. Основания стоицизма, пер. В.Алексеева. СПб., 1888.
Литература:
1. Маковельский А. Мораль Эпиктета. Казань, 1912;
2. Штаерман Е.М. Эпиктет и его место в римском стоицизме. – «Вестник древней истории», 1975, 2, с. 197–210;
3. Bonhöffer A. Epictet und die Stoa. Stuttg., 1890 (2 ed. 1968);
4. Jagu A. Epictète et Platon. Essai sur les relations du Stoïcisme et du Platonisme. P., 1946;
5. D'Agostino V. Studi sul neostoicismo. Seneca, Plinio il Giovane, Epitteto, Marco Aurelio. Torino, 1950 (2 ed. 1962);
6. Bonforte J. The Philosophy of Epictete. N. Y., 1955;
7. Bodson A. La morale sociale des derniers stoïciens. Sénèque, Epictète et Marc Aurèle. P., 1967;
8. Gretenkord J. Der Freiheitsbegriff Epiktets. Bochum, 1981;
9. Hershbell J.P. The stoicism of Epictetus. Twentieth century perspectives, ANRW II 36, 3. B.–N. Y., 1989, p. 2148–2163;
10. Dobin R. Προαίρεσις in Epictetus. – «Ancient Philosophy» 1991, 11, p. 111–135;
11. Oldfather W.A. Contributions towards a bibliography of Epictetus. Chi., 1927.
А.А.Столяров