(греч.αϊων, «век, вечность»)
в мифологических представлениях позднеантичного язычества, испытавшего влияние иранской мифологии, персонификация времени (ср. ЗЕРВАН). В эпоху распространения в Римской империи культа Митры складывается иконография Э.: мощный старец с львиной головой, скалящей пасть, вокруг тела которого обвилась змея. В эсхатологии иудаизма и христианства термин «Э.» выступает как греч. передача евр. 'olâm («век») и означает очень продолжительное, но принципиально конечное состояние времени и всего мира во времени. Вся история человечества со всеми ее страданиями и несправедливостями составляет один Э. В представлениях христианского гностицизма 2 в. Э. — как бы некое духовное существо, персонифицирующее один из аспектов абсолютного божества. Совокупность всех Э. — плерома (греч., «полнота»), с. а.