Новая философская энциклопедия

ЭНОМАЙ

ЭНОМАЙ (Οἰνόμαος) из Гадары в Галилее (вероятно, нач. 3 в.) – философ-киник, согласно Суде, был «немного старше Порфирия». Возобновил литературную киническую традицию, связанную с именами Диогена Синопского [ДИОГЕН СИНОПСКИЙ], Кратета Фиванского [КРАТЕТ ФИВАНСКИЙ]и Мениппа. Возможно, тождествен упомянутому в Талмуде «Абнимусу», другу равви Мейра (2 в.). Известен как автор полемического сочинения «Обличение обманщиков», направленного против верований в оракулы и судьбу (обширные цитаты см. у Евсевия в «Приготовлении к Евангелию»). Другие сочинения Эномая: «О Диогене», «Кратет и другие киники», «О философии Гомера», «Государство» и «Трагедии».

В сохранившихся фрагментах своего главного произведения Эномай с обыкновенной для киников язвительностью, используя характерную для диатрибы форму диалога с воображаемым собеседником, высмеивает популярные верования в различные оракулы и опровергает попытки совместить понятия судьбы и свободы воли [СВОБОДА ВОЛИ] (имея в виду прежде всего платоников и стоиков). Подробно разбирая разнообразные примеры гаданий из древней и новейшей истории Греции, Эномай желает изобличить «глупость как тех, кто дает оракулы, так и тех, кто их спрашивает» (Praep. Eu. V 26). Сам он исходит из допущения свободы воли, понимая свободу как способность двигаться по своему собственному побуждению (VI 7, 32–33).

Существует определенная близость между стилем сочинений Эномая и Лукиана, а использование последним литературных приемов сатир Мениппа объясняется вероятным влиянием Эномая.

Фрагменты:

1. Hammerstaedt J. Die Orakelkritik des Kynikers Oenomaus. Fr./M., 1988;

2. Антология кинизма, изд. И.M.Нахов, 2-е изд. M., 1996, с. 244–269.

Литература:

1. Goulet-Cazé М.-О., Golet R. (eds.) Le Cynisme ancien et ses prolongements. P., 1993, p. 399–418;

2. Hammerstaedt J. Der Kyniker Oenomaus von Gadara, ANRW II 36, 4, 1990, p. 2834–2865.

M.A.Солопова



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте