Советская историческая энциклопедия
(Engels), Фридрих (28.XI.1820 — 5.VIII.1895) — один из основоположников науч. коммунизма, пролетарский мыслитель и революционер, друг и соратник Карла Маркса (илл. на вклейке к стр. 527).
=====
Основные вехи жизни и деятельности. Э. родился в Бармене (Рейнская провинция Пруссии) в семье религиозного и консервативного текстильного фабриканта. В 1834-37 учился в Эльберфельдской гимназии, оставив по настоянию отца ее старший класс ради прохождения коммерч. практики. В июле 1838 — марте 1841 работал конторским служащим в Бремене, занимаясь в свободное время самообразованием. С 1838 стал выступать в печати, в т. ч. в журн. "Telegraph für Deutschland", где весной 1839 опубликовал "Письма из Вупперталя" — яркое обличение эксплуататорской сущности и религиозно-ханжеских нравов буржуазии Бармена и Эльберфельда. Молодой Э. увлекался лит. критикой, поэзией, музыкой, написал ряд стихотворных произведений, в т. ч. либретто ист.-драматич. оперы "Кола ди Риенци". Восприняв прогрессивные стороны философии Г. Гегеля, Э. стремился соединить ее с радикально-демократич. политической программой. В сент. 1841 — нач. окт. 1842 Э. проходил воен. службу в артиллерийской бригаде в Берлине, одновременно в качестве вольнослушателя посещал Берлинский ун-т. Э. сблизился с младогегельянцами, не разделяя, однако, субъективистских взглядов многих из них. Большое влияние оказала на Э. работа Л. Фейербаха "Сущность христианства". С весны 1842 Э. стал помещать корреспонденции в "Rheinische Zeitung", сотрудником, а с осени того же года редактором к-рой был Маркс. В памфлетах против Ф. Шеллинга Э. выступал как страстный борец с реакцией в философии.
=====
В ноябре 1842 Э. был направлен отцом в Англию, в Манчестер, для работы в фирме "Эрмен и Энгельс". В Манчестере Э. познакомился с ирл. работницей Мэри Берне, позднее ставшей его женой. В результате изучения социальных условий Великобритании, англ. экономической литературы, произведений англ. и франц. социалистов-утопистов Э. перешел на позиции материализма и окончательно стал противником бурж. строя. Э. вступил в контакт с представителями чартизма и с нем. рабочими-эмигрантами, стал корреспондентом оуэнистского еженедельника "New Moral World" и чартистской газ. "Northern Star". В работе "Наброски к критике политической экономии", опубл. в февр. 1844 в журн. "Немецко-французский ежегодник", Э. проанализировал с коммунистических позиций экономические категории капиталистического общества.
=====
В конце авг. — начале сент. 1844 проездом в Германию Э. встретился в Париже с Марксом. Этим было положено начало беспримерному содружеству Маркса и Энгельса, первым плодом к-рого явилась их совместная работа "Святое семейство, или Критика критической критики" (вышла в свет в февр. 1845), направленная против младогегельянцев. Во время пребывания в Бармене Э. (с осени 1844 по март 1845) создал капитальный труд "Положение рабочего класса в Англии", дав в нем социологич. и историч. обоснование идеи о роли пролетариата как революц. преобразователя существующего общества. В нач. апр. 1845 Э. переехал в Брюссель, где находился высланный из Франции Маркс. Здесь Маркс и Э. в совместно написанном произведении "Немецкая идеология" в целом завершили разработку философских основ революц. мировоззрения пролетариата. Одновременно они развернули борьбу за создание пролетарской партии, сопровождавшуюся разоблачением сектантских и реформистских доктрин В. Вейтлинга, прудонизма, "истинного социализма" и др. В авг. 1846 по поручению Брюссельского коммунистического корреспондентского комитета Э. переехал в Париж для налаживания пропаганды науч. коммунизма среди нем. и франц. рабочих. В 1847 Э. вместе с Марксом принял участие в основании Союза коммунистов, сыграв ведущую роль в проведении 1-го конгресса (в июне 1847) этой первой нем. и междунар. коммунистической партии. Э. составил два черновых наброска программы Союза: "Проект Коммунистического символа веры" (обнаружен в 1968) и "Принципы коммунизма". По поручению 2-го конгресса (конец ноября — начало декабря 1847) Марксом и Э. был написан "Манифест Коммунистической партии" — первый программный документ науч. коммунизма (вышел в свет в февр. 1848).
=====
Э. участвовал в разработке тактич. платформы Союза коммунистов в начавшейся бурж.-демократич. революции — "Требований Коммунистической партии в Германии" (март 1848). Вернувшись в апр. 1848 в Германию, Э. вошел в редакцию "Новой Рейнской газеты", помогал гл. ред. Марксу последовательно отстаивать пролетарскую линию в революции. В сент. 1848 под угрозой ареста Э. вынужден был покинуть Германию и провести несколько месяцев (до сер. янв. 1849) в Швейцарии. Весной 1849 он участвовал в сооружении баррикад в восставшем Эльберфельде; 15 мая под давлением местной буржуазии был выслан из города. Во время Баденско-пфальцского восстания 1849 Э. сражался в рядах повстанческой армии. 12 июля 1849 он вместе с остатками повстанческих войск перешел швейц. границу. Прибыв в ноябре 1849 в Лондон, куда еще раньше эмигрировал Маркс, Э. принял участие в реорганизации Союза коммунистов. В "Обращении Центр. к-та к Союзу коммунистов" (март 1850) Маркс и Э. развивали идею непрерывной революции вплоть до перехода власти в руки пролетариата. В течение 1850 они издавали журн. "Новая Рейнская газета. Политико-экономическое обозрение". В нем были напечатаны работы Э. "Германская кампания за имперскую конституцию", "Крестьянская война в Германии" и др. Э. возобновил сотрудничество в чартистской печати (журн. "Democratic Review", позднее — "Notes to the People"). Вместе с Марксом он вел борьбу с сектантско-авантюристич. фракцией Виллиха — Шаппера, вызвавшей осенью 1850 раскол в Союзе коммунистов (распущен в 1852).
=====
В конце 1850 Э. вынужден был вернуться к работе в манчестерской конторе. Самоотверженная помощь Э. часто спасала от материальных затруднений семью Маркса. В свободное время Э. писал статьи на политич. и воен. темы для прогрессивных бурж. периодич. изд. "New York Daily Tribune", "Neue Oder-Zeitung" и др., занимался филологией, историей, естествознанием и особенно воен. науками. В серии статей "Революция и контрреволюция в Германии" (1851-52) он обобщил опыт революц. событий 1848-49. Им были написаны статьи "Армия", "Пехота", "Кавалерия", "Артиллерия", "Фортификация", "Военно-морской флот" и др. для "Новой американской энциклопедии", десятки воен. обзоров, брошюры "По и Рейн" (1859), "Савойя, Ницца и Рейн" (1860). Вместе с Марксом Э. критиковал пруссофильскую линию и реформистские взгляды Ф. Лассаля. В 1863 скончалась Мэри Берне; второй женой Э. стала ее сестра Лидия (умерла в 1878).
=====
С момента основания 28 сент. 1864 Международного Товарищества Рабочих (см. Интернационал 1-й) Э. принял активное участие в его деятельности. В брошюре "Военный вопрос в Пруссии и немецкая рабочая партия" (1865), в серии статей "Какое дело рабочему классу до Польши?" (1866), в др. статьях и письмах он обосновывал платформу Интернационала в коренных вопросах теории и тактики, в т. ч. в национальном вопросе. После выхода в свет в 1867 1-го тома "Капитала" Э. своими рецензиями сорвал "заговор молчания" бурж. ученых и прессы вокруг труда Маркса. 20 сент. 1870, ликвидировав свои дела в фирме, Э. переехал в Лондон, где сразу был избран в состав Генерального Совета Интернационала. Вместе с Марксом Э. возглавлял кампанию пролетарской солидарности с Парижской Коммуной 1871. Участие Э. в Лондонской конференции (сент. 1871) и Гаагском конгрессе (сент. 1872) Интернационала, его борьба против бакунистов и др. сектантских и реформистских течений, написанные им вместе с Марксом работы "Мнимые расколы в Интернационале", "Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих", его работы "Об авторитете", "К жилищному вопросу" способствовали победе принципов марксизма в междунар. рабочем движении.
=====
После прекращения деятельности Интернационала усилия Маркса и Э. были направлены на дальнейшее развитие революц. теории и содействие формированию пролетарских партий в отдельных странах. В 1876-78 Э. создал одно из самых глубоких своих произведений — "Анти-Дюринг", в к-ром осветил все три составные части марксистского учения. Более десяти лет (в основном в 1873-83) Э. работал над трудом "Диалектика природы" (полн. текст впервые опубликован в СССР в 1925). Исключит. внимание Э. уделял укреплению герм. социал-демократии; он критиковал оппортунистич. шатания в ее рядах и примиренчество к ним (критика Готской программы 1875, содержавшей уступки лассальянству, написанное вместе с Марксом "Циркулярное письмо" А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке 17-18 сент. 1879 и др. документы). После образования французской Рабочей партии (1879) и во время раскола в ней (1882) Маркс и Э. решительно поддержали ее революц. крыло, возглавлявшееся Ж. Гедом и П. Лафаргом, против оппортунистич. направления — поссибилистов. Постоянную поддержку оказывал Э. русскому революц. движению, критикуя в то же время слабости народнической идеологии, в частности в полемике с П. Л. Лавровым и П. Н. Ткачевым (статьи 1874-75 из серии "Эмигрантская литература"). Придавая междунар. значение назревавшей в России нар. революции против царизма, Э. писал, что она явится "...поворотным пунктом во всемирной истории" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 34, с. 344).
=====
После смерти Маркса (1883) Э. в течение 12 лет один был советником и наставником социалистов всех стран. Великим научным подвигом Э. было издание рукописей незавершенных томов "Капитала": в 1885 Э. опубликовал 2-й, в 1894 — 3-й том. В эти годы Э. были созданы также работы "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (с 1884 по 1891 выдержала 4 изд.), "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" (1886), "К критике проекта социал-демократической программы 1891 года", "Крестьянский вопрос во Франции и Германии" (1894) и др. Важные теоретич. вопросы были освещены Э. в предисловиях и введениях к переизданиям произведений Маркса и собств. работ. Много сил отдавал Э. выработке тактики социалистич. партий, борьбе за их идейное и организационное укрепление, за разоблачение правого (сторонники Г. Фольмара в Германии, фабианцы в Англии и др.) и "левого" (полуанархистская группа "молодых") оппортунизма. При прямом содействии Э. в 1889 было создано новое междунар. социалистич. объединение (см. Интернационал 2-й). Выдающуюся роль играл Э. в борьбе с милитаризмом (брошюра 1893 "Может ли Европа разоружиться?" и др. работы). Э. высоко ценил деятельность первых рус. марксистов Г. В. Плеханова, В. И. Засулич и др. С горячей симпатией относился он к выступлениям российского пролетариата.
=====
Энгельс как историк. Один из основоположников марксистской исторической науки. Роль Э. как одного из создателей марксистской ист. науки определяется прежде всего его участием в разработке диалектико-материалистич. понимания истории — методологич. основы этой науки. Э. внес большой вклад в обоснование и развитие исторического материализма, как и др. разделов марксистской теории; разработал ряд его основополагающих положений и категорий. "Нельзя понять марксизм и нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 93 (т. 21, с. 74)).
=====
Еще до начала тесного сотрудничества с Марксом Э. самостоятельно прокладывал путь к научному познанию ист. процесса. В молодые годы Э. творчески усвоил наиболее передовые взгляды на историю, изучив "Философию истории" Гегеля, ист. труды младогегельянцев Д. Штрауса, Б. Бауэра, К. Ф. Кёппена. Он делал революционно-демократич. выводы из толкования истории как закономерного процесса, доказывал обусловленность революций, критиковал ретроградные концепции реакц. романтиков (Г. Лео и др.), исторической школы права. Формирование важных элементов материалистич. трактовки истории у Э. в 1843-44 нашло выражение в серии статей "Положение Англии" и особенно в книге "Положение рабочего класса в Англии". Э. показал, что изменение в материальном производстве, в частности пром. переворот, приводит к решающим переменам в социальном и политическом строе. В 1845-46 Марксом в соавторстве с Э. была написана "Немецкая идеология", в к-рой материалистич. понимание истории выступает как целостная концепция. В своих последующих трудах Э. одновременно с Марксом и в содружестве с ним конкретизировал, углублял и обогащал эту концепцию.
=====
Э. принадлежит заслуга первого систематич. изложения ист. материализма (сам этот термин был впервые употреблен им в 1892 во введении к англ. изд. брошюры "Развитие социализма от утопии к науке"). В "Анти-Дюринге" и др. работах Э. подробно изложил марксистское учение об определяющей роли способа производства, о соотношении между экономикой и политикой, о месте социальных революций в обществ. процессе, а также выдвинул ряд новых положений — о происхождении и эволюции классов, гос-ва, различных форм обществ. сознания, права, морали. Э. показал диалектич. характер действия законов обществ. развития, вскрыл общие черты и различия между закономерностями развития природы и общества и тем самым выяснил соотношение между естествознанием и социологией. Диалектически подходил Э. к вопросу о степени влияния различных факторов на разных ступенях истории общества. На первобытной стадии, подчеркивал он, наряду с определяющей ролью производства существенную роль играют природные факторы (географич. среда, продолжение рода, естественный отбор и др.), действие к-рых позднее ослабевает. В коммунистич. обществе значительно возрастет роль обществ. сознания. Новым шагом в развитии ист. материализма было обоснование Э. (в письмах П. Эрнсту 5 июня 1890, К. Шмидту 5 авг. и 27 окт. 1890, Й. Блоху 21 сент. 1890, Ф. Мерингу 14 июля 1893, В. Боргиусу 25 янв. 1894) положения об активной роли идеологич. и политич. надстроек и их обратном воздействии на экономич. базис. В методологич. арсенал ист. науки прочно вошли и др. разработанные Э. положения: о роли нар. масс и отд. личностей в истории, о субъективных и объективных факторах в обществ, развитии, о диалектич. связи между необходимостью и случайностью, между универсальным характером общих закономерностей и индивидуальным своеобразием отдельных явлений. При этом, рассматривая ист. материализм в качестве "...путеводной нити при изучении истории" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 38, с. 268-69), Э. не смешивал его с ист. наукой, задачу к-рой он видел в изучении процесса развития экономической, политической и идеологической деятельности людей во всем его многообразии и во всей его конкретности. Важное значение имеют мысли Э. о классовом характере ист. науки, о пролетарской партийности в оценке ист. событий и деятелей как выражении научной объективности.
=====
Большие заслуги принадлежат Э. в критике бурж. и мелкобурж. социологич. концепций — различных проявлений идеалистич. понимания истории, позитивизма, социал-дарвинизма и др. Э. решительно боролся против вульгаризации историч. материализма, сведения его к экономич. материализму, против схематизации историч. процесса. Он дал образцы конкретного применения диалектико-историч. метода в различных областях историч. знаний. Э. было создано большое количество специальных историч. трудов. Многие проблемы истории получили широкое отражение и в его общетеоретических произведениях, публицистике и письмах. Ряд задуманных Э. исторических работ не был закончен и дошел до нас в рукописях. Среди них "Конституционный вопрос в Германии" (опубл. в СССР в 1929), "Возможности и перспективы войны Священного союза против Франции", "История Ирландии" и "Заметки о Германии" (опубл. в СССР в 1948), "К истории древних германцев" и "Франкский период" (опубл. в СССР в 1937), "О разложении феодализма и возникновении национальных государств" (опубл. в СССР в 1935), "Роль насилия в истории". В сохранившихся 25 тетрадях Э. с конспектами и выписками преобладает материал по истории. Э. в совершенстве владел исследовательской техникой. Необычайная эрудиция и огромные филологич. познания (он знал греческий, латинский, все западноевропейские языки, овладел в 50-е гг. русским, чешским, польским, сербскохорватским, арабским и персидским, а также готским, фризским и др. древнегерм. языками и диалектами, а позднее изучил язык кельтов Ирландии и Уэльса) делали для него доступными источники любой трудности. Важные мысли высказал Э. (в частности, в "Истории Ирландии") о методике изучения и использования источников, требуя аналитич. и критич. подхода к ним, учета классовых позиций авторов.
=====
Раскрыв классовую ограниченность и показав порочные стороны бурж. историографии (отрицание роли революций, искажение ист. фактов в классовых интересах, апологию колониальной политики и др.), Э. не допускал вместе с тем умаления рациональных элементов в трудах ее представителей. Он ценил и использовал работы В. Циммермана, Г. Маурера, П. Р. Рота, Дж. О'Донована, И. Я. Бахофена, Л. Г. Моргана, М. М. Ковалевского, Н. И. Кареева и др.
=====
Э. способствовал формированию марксистского направления в историографии также воспитанием теоретич. кадров социалистич. партий. Он содействовал теоретич. деятельности, в т. ч. в области истории, P. A. Зорге, П. Лафарга, А. Бебеля, А. Лабриолы, P. Меринга, Элеоноры Маркс, Г. Шлютера, К. Каутского, Г. В. Плеханова.
=====
Исследование узловых проблем всемирной истории. Творчество Э. как историка охватывало и создание основ общей науч. периодизации всемирно-ист. процесса и исследование его важнейших сторон. Исключительно много было сделано Э. в области изучения истории первобытного общества. В 1870, анализируя древнеирл. законы ("Шенхус Мор") и др. материалы, он установил универсальный характер полигамии у первобытных народов и первостепенную роль родовых отношений в их обществ. строе. В 1876 в статье "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (часть "Диалектики природы") Э. заложил основы науч. понимания становления человеческого общества. В отличие от бурж. ученых, сводивших происхождение человека и становление общества к биологич. процессам (Г.Спенсер, К. Фохт) или к влиянию географич. среды (Г. Бокль, Э. Реклю), Э. вскрыл решающую роль возникновения и совершенствования трудовой деятельности. Трудовая теория антропогенеза и социогенеза явилась выдающимся вкладом Э. в ист. науку. В "Происхождении семьи, частной собственности и государства" Э. синтезировал материал книги Л. Г. Моргана "Древнее общество" (1877), замечания Маркса в его конспекте этой книги, материалы др. ученых, а также результаты собственных исследований и сформулировал наиболее передовые материалистич. воззрения на первобытную историю человечества. Нек-рые детали нарисованной Э. картины устарели в свете последующих открытий. Однако основные его положения о социальной структуре и эволюции первобытного строя — о дородовой и родовой стадии его развития, о первобытно-коммунистич. домашнем х-ве как его экономич. основе, об эволюции семьи от группового брака к парной семье и моногамии, о переходе от первоначально матриархальных родовых отношений к патриархальным и др. — подтверждены последующим развитием науки. Целиком сохранил свое значение анализ Э. на конкретных примерах истории Др. Афин, Др. Рима, кельтов, германцев и других народов процесса разложения первобытнообщинного родового строя, возникновения частной собственности, обмена, имущественного неравенства, классов, государства.
=====
Основательно исследовал Э. структуру и эволюцию рабовладельч. общества. При этом он подчеркивал, что формы рабства и степень его распространения не были одинаковы у всех народов. У германцев, в частности, оно существовало в зачаточном виде, и они перешли к классовому обществу, минуя рабовладельч. стадию. Вскрывая противоречия рабовладельч. экономики, Э. указывал на узкие границы, к-рые рабство ставило развитию производительности труда. В презрительном отношении свободной части общества к физич. труду Э. видел социально-экономич. и психологич. явление, усугубившее кризис рабовладения, способствовавшее превращению многих разорившихся свободных производителей в паразитич. элементы. Значит. место в истории антич. общества Э. отводил народным движениям, в первую очередь освободит. борьбе рабов как выражению основного классового антагонизма рабовладельч. строя. Однако при всем прогрессивном значении этой борьбы она сама по себе не могла разрушить рабовладельческий строй. "...Уничтожения рабства победоносным восстанием древний мир не знает..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 155). Одним из последствий поражения движения рабов, в т. ч. восстания Спартака, Э. считал распространение фантастич. представлений об избавлении, появление христианства. В произведениях "Бруно Бауэр и первоначальное христианство", "К истории первоначального христианства" Э. разработал марксистскую концепцию происхождения и социальной сущности христ. религии, показал процесс ее превращения из религии угнетенных в официально признанную религию, санкционирующую эксплуататорский строй.
=====
В толковании перехода от антич. общества к феодализму Э. решительно разошелся с бурж. историками. В отличие от "романистов", видевших в феодализме развитие рим. традиций, и "германистов", приписывавших его происхождение преобладанию герм. элементов, Э. главным содержанием переходного времени считал социальную революцию, совершившуюся под влиянием кризиса рабовладельч. формации и соприкосновения ее с разлагающимся первобытнообщинным строем варварских племен, вторжение к-рых в Рим. империю послужило орудием этой революции, подготовленной внутренним развитием. Э. дал принципиально новую разработку проблемы романо-герм. синтеза в процессе генезиса феодализма в континент. Зап. Европе. В то же время он показал, что во многих случаях, в частности в Ирландии, складывание феодальных отношений происходило непосредственно на почве разложения родового строя (т. е. без синтеза).
=====
Процесс феодализации Э. проследил на примере истории Франкского королевства. Яркий свет на аграрную историю средневековья пролило исследование Э. судеб крест. общины. В работе "Марка" он показал, что на протяжении столетий община, хотя и подчиненная феод. хозяйству, служила универсальной формой социальной организации низшего класса и до нек-рой степени оплотом сопротивления феод. эксплуатации. Интересовали Э. и др. стороны ср.-век. жизни — развитие ремесла, торговли, расцвет городов, технич. прогресс. Значителен вклад Э. (особенно в работе "Крестьянская война в Германии") в изучение классовой структуры ср.-век. общества. В своем классич. труде по истории крест. революц. движения Э. выявил роль и специфику проявления классовой борьбы в ср. века (в частности, в форме религиозных ересей). Исследовал Э. и др. формы классовых конфликтов: борьбу городов с феодалами, столкновения патрицианско-бюргерской верхушки и городского плебса. Э. выявил осн. стадии эволюции феодального гос-ва. Раскрыв классовую эксплуататорскую сущность феодальной монархии, он указал на ее прогрессивную в условиях феодальной анархии централизаторскую роль как представительницы "порядка в беспорядке" (см. там же, с. 411). Однако прогрессивность феодальной монархии, как подчеркивал Энгельс, была относительной, особенно на стадии разложения феодализма, когда она трансформировалась в абсолютную монархию. Абсолютизм, как и вся феодальная система, стал вскоре преградой к утверждению капиталистич. способа производства.
=====
Э. первым дал марксистское освещение процесса складывания наций, начавшегося еще в недрах феодального общества под влиянием роста экономич. связей и возвышения буржуазии. Он показал роль нар. масс в этом процессе, а также значение неэкономич. факторов, ускорявших (напр., борьба против иноземных завоевателей) или замедлявших образование нац. гос-в.
=====
Своими ист. исследованиями Э. конкретизировал положение Маркса о первоначальном накоплении как переходной эпохе от феодализма к капитализму, ознаменованной экспроприацией и обезземеливанием трудящихся и колониальным грабежом. Особенно характерен в этом отношении был изученный Э. пример Ирландии 16-17 вв., превращенной англ. колонизаторами в арену грандиозных зем. конфискаций. Отчетливо было показано Э. значение бурж. революций в утверждении капитализма. Он обстоятельно изучал историю ранних бурж. революций, выяснил их связь с реформационными идеологич. течениями (лютеранством, кальвинизмом и др.), проанализировал особенности бурж. революц. движений 19 в., раскрыл многие присущие им закономерности. Э. охарактеризовал одну из важнейших особенностей бурж. революций, доказав, что их результаты оказывались прочно закрепленными, когда главной движущей силе революций — нар. массам — удавалось доводить революц. ломку феод. устоев дальше непосредственных целей самой буржуазии. Характерной чертой бурж. революций 19 в. Э., как и Маркс, считал все большее сползание буржуазии на контрреволюц. позиции и переход инициативы в доведении до конца бурж.-демократич. преобразований в руки пролетариата. Крупная заслуга принадлежит Э. в исследовании пром. революции 18 — сер. 19 вв. и социальных последствий перехода от мануфактурной к машинной стадии развития капитализма. Важнейшие стороны истории капитализма Э. осветил в своих работах о формировании пролетариата, о различных формах его классовой борьбы, о положении крест. масс при капитализме, о колониальной политике капиталистич. гос-в, об эволюции бурж. гос-ва (конституц. монархия, бонапартистская монархия, республика), о междунар. отношениях, об идеологич. жизни бурж. общества. Серьезное внимание уделял Э. изучению развития естествознания, философии и др. обществ. наук, литературы и искусства в капиталистич. эпоху. В дополнениях к 3-му тому "Капитала" и др. работах Э. зафиксировал такие новые явления последней трети 19 в., как усиление роли акционерных компаний, банковского капитала, биржи, деформация пром. цикла и др. признаки структурных и функциональных изменений в капиталистич. обществе, к-рые получили свое полное развитие уже позднее — в эпоху империализма.
=====
Э. плодотворно разрабатывал историю отдельных стран и народов. Существенными элементами его концепции истории Германии явились положения о сравнительно позднем развитии нем. феодализма, о частичном сохранении свободного крестьянства и ослаблении феод. зависимости в 13-14 вв., о новом наступлении феодалов в 15 в. и последующем "втором издании крепостничества". Реформацию и крест. войну 1524-25 Э. трактовал как поворотный пункт герм. истории, вскрыв причины (одна из гл. — колебания нем. бюргерства) победы реакции и утверждения мелкодержавного княж. абсолютизма. В работе "К истории прусского крестьянства" и др. Э. показал обусловленность дальнейшего развития с. х-ва Германии по "прусскому пути" (согласно терминологии В. И. Ленина). Разоблачая пруссофильские монархич. легенды, Э. показал, что монархия Гогенцоллернов преследовала захватнич. и династич. цели в ущерб нац. интересам Германии, а австро-прусское соперничество было огромным препятствием к ее объединению. Классич. характеристику дал Э. Революции 1848-49 в Германии, политике О. Бисмарка, процессу объединения Германии, осуществленному сверху бонапартистскими методами под эгидой юнкерской Пруссии. Будущее Германии Э. связывал с ростом демократич. и социалистич. сил, с крахом и ниспровержением реакц. милитаристской Герм. империи, провозглашенной в 1871.
=====
В истории Франции Э. привлекала "...редкостная объективная логика во всем ходе процесса..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 39, с. 85). Глубокие мысли высказал он об истории и культуре Франции в ср. века (см. Выписки из "Истории Франции" Мартена, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. X, 1948, с. 279-302), о периоде гугенотских войн, об эпохе Вел. франц. революции (см., в частности, письмо В. Адлеру от 4 декабря 1889, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 37, с. 266-67). В 1847 им была написана серия статей о социальной и политической жизни Июльской монархии. Важное дополнение к работам Маркса по истории Франции 19 в. составляют введения Э. к этим работам, а также его многочисленные высказывания — особенно в письмах Полю и Лауре Лафарг — о Третьей республике, буланжизме и др.
=====
Результатом углубленного изучения Э. истории Англии явилось выяснение осн. процессов становления и развития англ. бурж. общества. Э., в частности, первым подметил связь между внутр. развитием Англии и ее мировой промышленной, торговой и колониальной монополией, а также предсказал последствия начавшейся утраты этой монополии в последней трети 19 в. Обстоятельно исследовал Э. ист. судьбы первой англ. колонии — Ирландии. Своим циклом ирл. работ (часть их еще не опубликована) Э. проложил путь к науч. раскрытию происхождения и характерных черт колониальной системы капитализма.
=====
В своих работах Э. затрагивал проблемы истории Австрии, Венгрии, Польши, Бельгии, Дании, Норвегии, Швейцарии, Испании, Италии, США, народов Балканского п-ова. Освещал он и ход различных событий в странах Востока: Индии, Китае, Иране. Им были написаны историко-этнографич. очерки "Афганистан", "Алжир", "Бирма" для "Новой американской энциклопедии".
=====
В 50-е гг. Э. занялся систематич. изучением истории России начиная с периода Киевской Руси (конспект книги Штраля "История русского государства"). В дальнейшем круг привлекавшихся им источников расширился, охватив рус. прогрессивную периодику, статистику, революц. лит-ру, произведения А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, В. В. Берви-Флеровского, информацию, полученную из писем многочисленных рус. друзей. Взгляды Э. на развитие России были в систематич. виде изложены в брошюре "О социальном вопросе в России" (1875) и позднее в послесловии к ней (1894). Э. отметил здесь половинчатый характер реформы 1861, наличие пережитков феодализма, тормозивших капиталистич. развитие, назревание кризиса самодержавия и предпосылок нар. революции против царизма. Различные стороны истории России Э. осветил и в др. своих работах ("Внешняя политика русского царизма" и др.).
=====
Энгельс — историк рабочего движения. Э. проложил новые пути для ист. науки в области изучения освободит. борьбы трудящихся. Рассматривая пролетарское движение в капиталистич. обществе как ее высшую ступень, он уделил внимание освещению и ее предшествующих стадий: революц. выступлениям крестьянства и плебеев, участию нар. масс в ранних бурж. революциях. На примере сопротивления нац. и колон. гнету поляков, венгров, итальянцев, ирландцев, народов Афганистана, Алжира, Индии, Китая и др. стран Э. показал место нац.-освободит. движения в мировом революц. процессе, превращение его в объективного союзника пролетариата. Уже в 40-е гг. Э. раскрыл обществ. условия, породившие борьбу пролетариата, показал стадиальный характер развития этой борьбы — от незрелых, стихийных ее форм (разрушение машин) к более организованным (стачки, создание профсоюзных объединений, политич. орг-ций). Э. оценил чартизм как первую попытку организации пролетариата в нац. масштабе и выступления против политич. господства класса буржуазии. В то же время он отметил и идейную слабость чартистов. Еще в 1848 Э. показал ист. значение июньского пролетарского восстания в Париже.
=====
В работах "К истории Союза коммунистов", "Маркс и "Neue Rheinische Zeitung"" (1885) Э. отметил, что деятельностью Союза коммунистов было положено начало соединению рабочего движения с науч. коммунизмом и интернациональному объединению передовых пролетарских сил. Следующим этапом в развитии междунар. рабочего движения Э. считал период 1-го Интернационала. Хотя Э. не удалось написать задуманный труд по его истории, в произведениях, направленных против бакунистов, в ряде документов и писем, в предисловиях к английскому (1888) и 4-му немецкому (1890) изданиям "Манифеста Коммунистической партии" он осветил многие стороны деятельности Международного Товарищества Рабочих. Э. показал, что эта деятельность обеспечила массовую базу для распространения марксизма, создала предпосылки пролетарской революции 18 марта 1871 во Франции — Парижской Коммуны, подготовила почву для формирования марксистских социалистич. партий в отд. странах. В ряде своих работ Э. дополнил глубокую характеристику, данную Марксом Парижской Коммуне.
=====
В произведениях и письмах 80-90-х гг. Э. затрагивал историю социалистич. партий и деятельности 2-го Интернационала. Большой вклад в освещение условий развития рабочего движения Э. внес раскрытием идейных и социальных корней правого и "левого" оппортунизма. Он положил начало разработке биографий деятелей рабочего движения. В биографич. очерках о Марксе Э. показал величие его науч. подвига (особенно двух его открытий-материалистич. понимания истории и теории прибавочной стоимости) и роль Маркса как организатора пролетарской борьбы. Э. написал также статьи о В. Вольфе, Г. Веерте, И. Ф. Беккере, о жене и старшей дочери Маркса.
=====
Много сделал Э. для разработки истории социалистич. идей. Он дал оценку утопич. социализму, охарактеризовал учение Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Выяснив ряд сторон генезиса марксизма, Э. показал огромное воздействие на судьбы рабочего движения превращения социализма из утопии в науку.
=====
Создание основ марксистской военно-исторической науки. Э. внес крупнейший вклад в марксистское учение о войне, армии, стратегии и тактике вооруж. борьбы, восстании как искусстве, строительстве вооруж. сил. Свои выводы он базировал на широком исследовании прошлых и современных ему войн. Э. проанализировал важные этапы воен. истории, создал обобщающую картину эволюции воен. дела и воен. искусства, дал характеристику многим воен. событиям. Особое внимание он уделил изучению и анализу наполеоновских войн, Крымской войны 1853-56, австро-итало-французской войны 1859, австро-прусской войны 1866 и франко-прусской войны 1870-71, а также опыта революц. войн (июньского восстания парижского пролетариата в 1848, действий баденско-пфальцской повстанч. армии в 1849, индийского нар. восстания 1857-59, кампании Дж. Гарибальди в Италии в 1860, Гражд. войны в США 1861-65).
=====
Большая заслуга принадлежит Э. в выработке нового методологич. подхода к анализу воен. событий. Э. вскрыл игнорировавшуюся бурж. историками внутр. связь между гражд. и воен. историей, подверг критике идеалистич. толкование возникновения и исхода воен. конфликтов, преувеличение роли полководцев, субъективизм и национальное пристрастие в оценке различных армий, характерные для бурж. воен. историографии. Э. принадлежит материалистич. объяснение происхождения войн, к-рое он связывал с возникновением классового общества. Раскрывая закономерности эволюции вооруж. сил, Э. показал ее зависимость от экономики, социальной структуры и политич. строя общества. Он выяснил связь между прогрессом воен. техники и изменением воен. тактики, показал роль масс и отдельных личностей в развитии воен. дела, материальные и моральные факторы, обусловливающие боеспособность различных армий, их национальные особенности, социальные и политические причины их расцвета и упадка.
=====
Закладывая основы периодизации воен. истории, Э. показал закономерный характер совпадения коренных перемен в воен. деле со сменой общественно-экономич. формаций или с переходом той или иной формации на более высокую стадию развития. Выясняя характерные черты развития воен. дела и вооруж. сил в капиталистич. эпоху, Э. вскрыл корни милитаризма, указал на роль рабочего класса как последовательного борца за мир.
=====
Об изданиях соч. Э. см. в ст. Сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса.
=====
Соч.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1-39, 41, 42, 46, 47, 49, М., 1955-74; Архив Маркса и Энгельса, т. X, М., 1948; Новые документы Ф. Энгельса, "Правда", 1970, 27 ноября; Кола ди Риенци. (Драма в стихах), "Новый мир", 1975, No 9; Friedrich Engels. 1820-1970. Referate. Diskussionen. Dokumente, Hannover, 1971, S. 259, 321.
=====
Лит.: Ленин В. И., Фридрих Энгельс, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2 (т. 2); его же, Предисловие к русскому переводу книги "Письма И. Ф. Беккера, И. Дицгена, Ф. Энгельса, К. Маркса и др. к Ф. А. Зорге и др.", там же, т. 15 (т. 12); Переписка Маркса с Энгельсом, там же, т. 24 (т. 19); его же, О государстве, там же, т. 39 (т. 29); его же, Замечания к брошюре Ф. Энгельса "Савойя, Ницца и Рейн", "Ленинский сборник", т. XIV, М.-Л., 1930; его же, Конспект "Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса. 1844-1883 г.", 2 изд., М., 1968.
=====
Воспоминания о Марксе и Энгельсе, М., 1956; К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967; Русские современники о К. Марксе и Ф. Энгельсе, М., 1969; Ex libris K. Marx und F. Engels, В., 1967.
=====
Фридрих Энгельс. Биография, М., 1970; Степанова E. A., Фридрих Энгельс, 2 изд., М., 1956; Федосеев П. Н., Фридрих Энгельс и его вклад в теорию и практику коммунизма, в его кн.: Марксизм в XX веке, М., 1972; Никоненко С. С., Рябов Ф. Г., Великий соратник Маркса, М.