Новая философская энциклопедия

ЭМОЦИИ

ЭМОЦИИ (франц. emotion, от лат. emoveo – потрясаю, волную) – класс психических состояний и процессов, выражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта и направляя ее на жизненно значимые цели, эмоции выступают одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения.

В истории философии эмоции часто противопоставлялись разуму человека и рассматривались в качестве активных сил, способных направлять его мысли и поступки. С распространением трихотомной схемы психического (И.Тетенс, И.Кант) от эмоций были отделены желания и другие, побуждающие активность, переживания в качестве волевых явлений. Разрыв между эмоциями и действием, заложенный данной схемой, сохраняет и современная позитивистски настроенная экспериментальная психология, изучающая эмоции и потребности (мотивацию) в относительной независимости.

Психология рассматривает эмоции как конкретно-субъективную форму существования потребностей (С.Л.Рубинштейн). В процессе биологической эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее оценивать полезность–вредность отражаемых воздействий и направлять на них активность живого существа. Через вегетативную нервную систему эмоции определяют уровень энергетической мобилизации (активации) организма. Простейшие положительные или отрицательные эмоциональные переживания возникают в ответ на отдельные генетически фиксированные раздражители (напр., вкусовые, температурные) и побуждают индивида к определенным действиям. В экстремальных условиях, при неспособности индивида справиться со сложившейся ситуацией, развиваются аффекты – особый вид эмоций, отличающихся большой силой, способностью тормозить другие психические процессы и навязать определенный стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации (оцепенение, бегство, агрессию), который оправдывает себя лишь в типичных биологических условиях. В целом в биологических эмоциях для индивида актуализируется видовой опыт: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (напр., по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя функцию положительного или отрицательного подкрепления, они способствуют приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения.

Формирование устойчивых эмоциональных отношений – важнейшее условие развития человека как личности, главная цель и конечный продукт его воспитания; только став предметом таких отношений, идеалы, обязанности, нормы превращаются в реальные мотивы деятельности. Основное содержание эмоциональной жизни человека составляют ситуативные эмоции. Высший продукт развития эмоций человека – чувства; они отличаются независимостью от складывающихся ситуаций и состояний организма и выражают стабильные эмоциональные отношения человека к общественным явлениям, другим людям, самому себе. Возникая как результат обобщения эмоционального опыта, сформировавшиеся чувства начинают в свою очередь определять динамику и содержание ситуативных эмоций. События, способные повлиять на жизненные планы человека, наряду с ситуативными эмоциями могут вызвать диффузные и инертные состояния, проявляющиеся в качестве общего эмоционального фона – т.н. настроения. Эмоции человека различаются степенью осознанности. Конфликт между осознаваемыми и неосознанными эмоциями часто лежит в основе неврозов.

Закрепившиеся в процессе биологической эволюции формы выражения эмоций в мимике, пантомимике, голосовых реакциях служат главным средством общения животных. У человека природная эмоциональная экспрессия сохраняется как базис, на котором развиваются более дифференцированные общественно принятые формы выражения эмоций, специфические для разных культур.

Литература:

1. Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб., 1879–80;

2. Шингаров Г.X. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971;

3. Вилюнас В.П. Психология эмоциональных явлений. М., 1976;

4. Реиковский Я. Экспериментальная психология эмоций, пер. с пол. М., 1979;

5. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981;

6. Психология эмоций. Тексты. М., 1984;

7. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. – Собр. соч., т. 6. М., 1984;

8. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987;

9. Gardiner Н.М., Metcalt R.С., Beebe-Center J.G. Feeling and Emotion. A History of Theories. N. Y., 1937;

10. Feeling's and Emotions. The Loyola Symposium, ed. by M.B.Arnold. N. Y.–L., 1970;

11. Calhoun Ch., Solomon H.C. What Isanemotion. Classic Readings in Philosophical Psychology. N. Y.–Oxf., 1984;

12. Panov V.G. Emotions, Myths and Theories. M., 1985.

В.Н.Вилюнас



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте