Новая философская энциклопедия
ЭЛЕМЕНТЫ (лат. elementa – семантическая калька греч. στοιχεῖα, от στοῖχος – ряд, собственно – член ряда) – термин античной философии, первоначально – «буквы» (алфавита), затем – простейшие начала, элементы (старославянская транскрипция – «стихии»). Уже атомисты сравнивали сочетания атомов с порождением «из одних и тех же букв» различных текстов (см. Лурье С.Я. Демокрит. Л., 1970, фр. 240). Впервые элементы (стойхейа) как метафорическое обозначение простейших чувственных тел встречаются у Платона («Теэтет» 201е), что подтверждается свидетельством Евдема (фр. 31 Wehrli), согласно которому Платон первым ввел этот термин как обозначение физических элементов (ср. «Софист» 252b). Для Платона, однако, «элементы» – не четыре «корня» Эмпедокла (земля, вода, воздух, огонь), а составляющие их правильные многогранники («Тимей» 46b, 56b). У Аристотеля метафора стирается, и элемент становится философским термином, употребляющимся очень широко – от онтологии и космологии до гносеологии и теории доказательства (см. описание его различных употреблений в 3-й гл. 5-й кн. «Метафизики»), сохраняя общее значение «первичной, имманентной составной части, неделимой по виду», т.е. «качественно» («Метафизика», 1014а25). Из четырех «причин» (архе) элементами оказываются только форма и материя [ФОРМА И МАТЕРИЯ]как «имманентные» начала. Впоследствии значение термина сужается, закрепляясь в основном за «четырьмя элементами». В геометрии элементы – «доказательства», «аксиомы» (ср. «Начала» Евклида в традиционном русском переводе; согласно В.Буркерту и вопреки изложенной выше общепринятой точке зрения термин «стойхейон» проник в философский лексикон именно из языка геометрии). В 1 в. до н.э. Лукреций, используя сравнение атомов с «буквами», впервые передал греч. στοιχεῖα как elementa, от «эл-эм-эн» – ср. рус. «абевега» и т.д.), а Цицерон первым применил новый термин к «четырем элементам» Эмпедокла.
В дальнейшем элементами стали называть составную часть сложного целого.
Литература:
1. Schwabe W. «Mischung» und «Element» im Griechischen bis Piaton. Wort- und begriffsgeschichtliche Untersuchung, insbesondere zur Bedeutungsentwicklung von Στοιχεῖον. Bonn, 1980.
А.В.Лебедев