Советская историческая энциклопедия
(от греч. oikoymenn — обитаемый мир, вселенная) — движение за объединение христ. церквей, возникшее в протестантизме в 20 в. В Э. д. церк. деятели видят одно из гл. условий укрепления позиций религии, переживающей в совр. мире глубокий кризис. Начало Э. д. 20 в. положила Всемирная миссионерская конференция 1910 в Эдинбурге (созданный на ней Комитет в 1921 был преобразован в Междунар. миссионерский совет). Возникшие в 20-х гг. орг-ции "Вера и устройство" и "Жизнь и деятельность" поставили своей задачей: первая — преодоление догматич. и канонич. расхождений в христианстве (провела конференции в Лозанне в 1927 и Эдинбурге в 1937), вторая — увязывание христианства с современностью (конференции в Стокгольме в 1925 и Оксфорде в 1937). Совр. Э. д. организационно оформилось на Всемирной ассамблее церквей в Амстердаме (1948), где был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ) (резиденция — в Женеве), ставший органом, объединяющим и координирующим деятельность б. ч. протестантских (а позднее и православных) церквей. Официальный орган ВСЦ — "Ecumenical Review". Значит, часть бюджета ВСЦ покрывается поступлениями от церквей США. В ВСЦ входит (на 1974) 267 церквей более чем из 90 стран: большинство протестантских церквей мира и их объединений (лютеране, реформаты, англикане, пресвитериане, конгрегационалисты, баптисты, методисты, квакеры, а также "Армия спасения"), старокатолическая церковь; Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Кипрская и Элладская православные церкви, с 1961 — также Рус., Болг., Рум., Польская православные церкви, с 1962 — Груз. православная церковь, Арм. апостольская церковь, Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, евангелическо-лютеранские церкви Эстонии и Латвии. В 1961 произошло слияние ВСЦ и Междунар. миссионерского совета. Рим. католич. церковь не является чл. ВСЦ, но посылает офиц. наблюдателей на его конференции и ассамблеи, католики участвуют в качестве полноправных членов во многих комиссиях ВСЦ. 2-й Ватиканский собор принял в 1964 спец. декрет "Об экуменизме" и учредил Секретариат по содействию христ. единству. Однако католиков и протестантов по-прежнему разделяют существенные расхождения. Расхождения (религ.-догматич., в понимании характера единства Э. д. и особенно в определении роли и места церкви в решении социально-политич. проблем) имеются и внутри Э. д. В целом совр. Э. д. стремится сформулировать новую социально-политич. доктрину, к-рая дала бы ответы на злободневные проблемы современности — при сохранении основ капиталистич. общества (выработка концепции "ответственного общества", "теологии революции" и др.). 1-я (Амстердам, 1948) и 2-я (Эванстон, США, 1954) ассамблеи ВСЦ проходили под знаком открытого антикоммунизма, вместе с тем критиковались и нек-рые стороны капитализма. 3-я (Нью-Дели, 1961) и 4-я (Упсала, Швеция, 1968) ассамблея отразили стремление Э. д. приспособиться к духу времени, о чем свидетельствует принятие решений, касающихся актуальных междунар. проблем, в частности в защиту всеобщего мира; в 1969 ЦК ВСЦ принял программу борьбы с расизмом. 5-я ассамблея ВСЦ состоялась в 1975 в Найроби (Кения).
=====
Лит.: Гараджа В. И., Протестантизм, М., 1971; Крянев Ю. В., Практическая и теологическая подготовка христианского экуменизма, в сб.: Вопросы научного атеизма, в. 7, М., 1969; Гордиенко Н. С., Современный экуменизм, М., 1972; Visser't Hooft W. A., The meaning of ecumenical, L., (1954); Duff E., The social thought of the World council of churches, L., 1956; Villain M., Introduction а l'oecuménisme, 4 éd., (Tournai), 1964;Goodall N., The ecumenical movement, 2 ed., L., 1964; A history of the ecumenical movement, 1517-1948, ed. by R. Rouse and S. С Neill, 2 ed., L., 1967.
=====
A. H. Чанышев. Москва.