Большая советская энциклопедия
Эклекти́зм
В архитектуре и изобразительных искусствах, соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в период упадка больших художественных направлений.
Элементы Э. заметны, например, в позднем древнеримском искусстве (комбинация форм, заимствованных из искусства Греции, Египта, Передней Азии и др.). К Э. тяготели представители болонской школы (См. Болонская школа), которые полагали, что могут достичь совершенства, соединяя лучшие, по их мнению, стороны творчества великих мастеров Возрождения.
Э. характерен для зодчества (особенно для оформления интерьеров) сер. и 2-й пол. 19 в., некритически использовавшего формы различных стилей (неоренессанс, неорококо и т.д.); однако архитектурный и оформительский Э. 19 в. с его «вселенским» охватом архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на зарождение целостного в своей сущности, но питающегося из самых различных источников стиля «Модерн».
Э. продолжал оставаться особенно типичным для салонного искусства (См. Салонное искусство). Широкое распространение эклектические тенденции получили в западноевропейской и американской художественной культуре середины 20 в. (в связи с распространением моды на «ретроспективистские» стили художественного оформления, копирующие те или иные стилистические направления прошлого).
Лит.: Patetta L., L’architettura (dell’eclettismo. Fonti, teorie, modelli. 1750— 1900, Mil., 1975.