(греч. nxo — звук, голос, молва, отголосок, эхо; Hxo — Эху (имя нимфы)) — по антич. мифологич. сказаниям, излагаемым Овидием, Апулеем, Авзонием и др. древними авторами, Э. — нимфа, дочь речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы; пруклятая Герой (по римской мифологии — Юноной), Э. не могла заговорить первой, а на вопросы отвечала лишь повторением последних слов; отвергнутая Нарциссом, она превратилась в камень. Термином "Э." с древнейших времён обозначали эффект отражения звуковых волн. Если отражение доходит до слушателя менее чем через 1/20 сек. после осн. звука, оно сливается с ним и усиливает его, если через 1/20 сек. и более, — оно воспринимается как отд. отзвук и может существенно затруднять понимание слов, восприятие музыки. В муз. произв., использующих приём Э., как и в природном Э., повторение тех или иных интонаций и муз. фраз даётся в более тихом звучании, зачастую отделяется и темброво-регистровыми средствами. Эффект Э. оказывается наиболее сильным в тех случаях, когда в вок. музыке повторяются окончания построений с теми же последними слогами текста. Такое Э. с 16 в. часто использовалось в итал. мадригалах, мотетах, кантатах, операх. Порой в оперы включались целые сцены, построенные на многократном использовании эффекта Э. ("Королева фей" Пёрселла, "Орфей и Эвридика" Глюка, "Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса и др.). Эффект Э. применялся и в инстр. музыке — в произв. для клавишных инструментов типа фантазии и вариаций, а также в камерных и симф. соч. (А. Банкьери, "Fantasia in eco", 1603; Б. Марини, "Sonata in eco", 1629; К. Стампц, "Symphonie en йcho", 1721). Изредка к эффекту Э. обращался И. С. Бах (последнюю часть увертюры h-moll во 2-й тетради "Клавирных упражнений", BWV 831, он и назвал "Э."). Эффект Э. использовали и венские классики (Й. Гайдн, "Эхо" для 2 струн. трио, Hob. II, 39; В. А. Моцарт, Ноктюрн для 4 оркестров, K.-V. 286). Обозначение "Э." при назв. органных регистров указывает на нежность их звука (в нем. органах Zartflцte, букв. — нежная флейта, зачастую наз. просто "Э."; во франц. — Cornet d'йcho; см. Корнет, 2).
Литература: Кrоуеr Th., Dialog und Echo in der alten Chormusik, "JbP", 1909, Jahrg. 16; Schneider M., Die Anfдnge des Basso continuo und seiner Bezifferung, Lpz., 1918; Mahrenholz Chr., Die Orgelregister, ihre Geschichte und ihr Bau, Kassel, 1930, 1944.
E. В. Герцман.