Большая советская энциклопедия

Египет

I

Еги́пет (Древний

древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо-восточной Африке.

Исторический очерк.

Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. В 10—6-м тыс. до н. э., когда климат был более влажным, кочевавшие по территории Е. разрозненные племена жили в саваннах, окружавших Нил, дельта и долина которого были ещё заболочены. Племена занимались собирательством, охотой, а позднее и рыболовством. Изменение климата в эпоху неолита, приведшее к иссушению саванн, принудило их спуститься в пойму Нила. Среди них были протосемиты, берберы и кушиты, из смешения которых к 4-му тыс. до н. э. образовался египетский народ. Увеличение населения, которое не могло уже существовать за счёт охоты и рыболовства, ускорило переход к скотоводству и земледелию, что обусловило появление территориальных общин. Нужда в дополнительной площади, пригодной под посевы, вызвала необходимость создания сети осушительных каналов и дамб, для сооружения которых использовался труд общинников и рабов, захваченных при междоусобных войнах. Древнейшие земледельческие поселения в Е. были очагами последовательно сменявшихся в 5—4-м тыс. до н. э. культур: на С. — Меримде-Бени-Саламе, Эль-Омари и Маади; на Ю. — Тасийская культура, Бадарийская культура, Амратская культура, Негада и на территории всей страны — Герзейская культура. Использование подневольного труда способствовало социальному расслоению общины, выделению родовой знати и превращению вождей племён в царьков. Возникли примитивные государственные образования, к которым, вероятно, восходит часть более поздних административных округов (т. н. номов) Е. Между ними велась борьба за землю, скот и рабов. Около середины 4-го тыс. до н. э. образовались два царства: на С. — Нижний Е., на Ю. — Верхний Е. (с центрами, соответственно, в Буто и Иераконполе (См. Иераконполь)). Окончательно всю страну объединил около 3000 до н. э. царь Юга Менес (Мена), который захватил Нижний Е. и основал крепость «Белые стены» (греч. Мемфис), ставшую в 28 в. до н. э. столицей Е. С объединения Е. началась т. н. династическая эпоха [всего до второго завоевания Е. персами в 341 до н. э. было 30 династий — по исчислению египетского историка жреца Манефона (конец 4 — начало 3 вв. до н. э.)]. Страна превратилась в централизованную восточную деспотию. Она обеспечивала создание общей для всего государства системы ирригационных сооружений.

Раннее царство (около 3000 — около 2800 до н. э.). Этот период охватывал время правления первых двух династий. Оно характеризовалось развитием ирригационного хозяйства, совершенствованием каменных и медных орудий, появлением гончарного круга, расширением меновой торговли. В это время формировались государственный аппарат и обслуживавшая его прослойка чиновников-писцов; выделились административные округа — Номы во главе с номархами; систематически предпринимались грабительские походы: на Ю. в Куш (Нубию), против ливийцев на С.-З. и бедуинов Синайского полуострова, где находились медные рудники.

Древнее царство (около 2800 — около 2250 до н. э.) началось с воцарения первого царя III династии Джосера. В этот период продолжали развиваться сельское хозяйство, ремесло, торговля и строительство. Наряду с общинным появилось частное землевладение. Укрепился бюрократический аппарат, возглавляемый верховным сановником — тчати (визирем). Могущество фараона, который был также верховным жрецом и считался верховным собственником земли и подданных, достигло апогея; древняя номовая знать в большинстве стала придворной.

Появилось постоянное войско, укомплектованное общинниками и отчасти иноземцами, преимущественно жителями Куша. Идея неограничеснной власти обожествленных фараонов воплотилась в сооружении грандиозных гробниц пирамид (См. Пирамида), особенно при III—IV династиях (пирамиды Снофру, Хеопса, Хефрена, Микерина). При их строительстве широко использовался труд рабов и крестьян.

К концу периода Древнего царства постепенно усилилась местная номовая знать, которая выступила против тяготившей её центральной власти. Фараоны V—VI династий (например, Нефериркара, Пиопи I и II и др.) вынуждены были освобождать т. н. иммунитетными грамотами храмовые хозяйства и многие поселения от государственных повинностей на «дом царя».

Первый распад Е. (около 2250 — около 2050 до н. э.). В 23—22 вв. Е. распался на ряд враждовавших между собой номов и мелких государств. Это привело к упадку ирригационной системы и, следовательно, сельского хозяйства. В районах, не доступных разливу Нила и не входивших в состав общинных земель, развивалось частное землевладение, что способствовало распаду общины. Расширилась прослойка мелких и средних собственников, нуждавшихся в изделиях ремесла. Развитие ремесла и торговли обусловливало рост городов, заинтересованных в единстве страны, что служило предпосылкой для её нового объединения и восстановления ирригационного хозяйства. Объединение страны осуществлялось постепенно в ходе междоусобной борьбы. На С. возвысились номархи Гераклеополя (IX и Х династии), на Ю. — Фив (XI династия), которые одержали победу над Гераклеополем. Около 2050 при Ментухотепе I страна вновь была объединена под гегемонией Фив, которые стали столицей Е.

Среднее царство (около 2050 — около 1700 до н. э.). Этот период в основном включает время правления XII династии, при которой производились крупные ирригационные работы в Файюмском оазисе. В обширных поместьях знати применялся, очевидно, наряду с трудом рабов труд свободных земледельцев. Появились бронзовые изделия. Расширился обмен с Сирией, Критом, на Ю. — с Пунтом. При Сенусерте III был присоединён Куш до 2-го порога Нила. При первых фараонах XII династии междоусобные войны ещё продолжались. Лишь при Аменемхете III (2-я половина 19в.), подавившем номархов, упрочилась центральная власть (столицей Е. стал г. Иттауи). Однако усиление имущественного неравенства вызвало восстание бедноты, которое около 1750 привело к новому распаду страны.

Второй распад Е. (около 1700 — около 1580 до н. э.). Около 1700 в Е. вторглись с С.-В. племена гиксосов (См. Гиксосы), захвативших большую часть страны почти на 110 лет. Их цари, обосновавшиеся в Аварисе (северо-восточная часть Дельты), образовали XV и XVI династии. В Фивах удержались местные правители (XVII династия). Принадлежавшие к ним фараоны Секененра и Камос начали освободительную войну, завершенную их преемником, основателем XVIII династии Яхмосом I (Амасисом), который изгнал около 1580 гиксосов из Е.

Новое царство (около 1580 — около 1070 до н. э.). В это время стала шире применяться бронза, появились первые изделия из железа, совершенствовались техника обработки металла, конструкция ткацкого станка и плуга, получили распространение колёсные повозки, развивалось стеклодельное ремесло. Из покорённых и соседних стран в качестве дани и путём обмена доставлялось сырьё: серебро, свинец, медь, лес из Сирии и Палестины, золото, слоновая кость из Куша, благовония, ценные породы деревьев из Пунта. Сохранились известия о флоте, снаряжённом царицей Хатшепсут в Пунт. Небывалых прежде размеров достигло частное рабовладение. Десятки тысяч рабов приводились после успешных походов. Постоянные войны заставляли фараонов XVIII—XX династий заботиться о совершенствовании войска, основу которого составляли колесничие из знати и зажиточных слоев общества. Для пехотинцев было введено стандартное вооружение, в частности составной лук. Эти мероприятия повысили боеспособность армии. Преемники Яхмоса Тутмос I, особенно Тутмос III, Аменхотеп II, присоединили к Е. на С. Сирию и Палестину, а на Ю. — Куш до 4-го порога Нила. Были установлены регулярные дипломатические связи с Митанни, Вавилоном и Хеттским царством (См. Хеттское царство). Апогей могущества Е. был достигнут при Аменхотепе III (2-я половина 15 в.). Усиление храмов, получавших от фараонов огромные земельные наделы, рабов, золото и т. д., привело к столкновению жречества с царской властью. Стремясь ослабить жречество и номовую знать, Аменхотеп IV (Эхнатон), опираясь на мелких и средних землевладельцев, провёл религиозную реформу, отменив культ старых богов, и ввёл культ единого бога солнца — Атона. Новая религия больше соответствовала потребностям «мировой» империи. Свою резиденцию Эхнатон перенёс в построенный им город Ахетатон (современая Эль-Амарна). Борьба между фараоном и жречеством ослабила Е.: в 1-й половине 14 в. он утратил почти все сев. владения. После смерти Эхнатона при фараонах Тутанхамоне и Хоремхебе жречество и знать добились восстановления старой религии. При XIX династии, виднейшим представителем которой был Рамсес II (конец 14 — середина 13 вв. до н. э.), велась борьба с хеттами за Сирию. После битвы при Кадеше (по хронологии В. В. Струве, 1312 до н. э.) с ними был подписан в 1296 мирный договор и разграничены сферы влияния (Палестина и южная Сирия были закреплены за Е.). Во 2-й половине 13 — начале 12 вв. до н. э. при фараонах Мернептахе н Рамсесе IV были отражены вторжения «народов моря» (См. Народы моря) и ливийцев. Длительные войны, увеличение обязательных поставок и повинностей, налагаемых на свободных крестьян, приписанных к царским и храмовым поместьям, вызывали недовольство населения, которое иногда выливалось в восстания (например, в конце 13 в.). Огромные пожертвования храмам, строительство истощали государственную казну. Всё это привело к экономическому, политическому и военному ослаблению Е.: к концу правления XX династии были утрачены владения в Сирии и южных областях Куша. При Рамсесе XII (около 1070 до н. э.) власть в Фивах фактически перешла к верховному жрецу бога Амона — Херихору.

Поздний (ливийско-сансский и Персидский) период (около 1070—332 до н. э.) характеризуется повсеместным распространением железа (с 7—6 вв. до н. э.), широким развитием денежного обращения и ростовщичества, разорением трудящихся масс, дальнейшим распространением кабального рабства и в то же время попытками запрещения порабощения за долги (например, законы фараона Бокхориса). После очередного распада Е. во 2-й половввине 11 — начале 10 вв. предводитель ливийских военных поселенцев Шешонк в середине 10 в. воцарился в Бубастисе и положил начало XXII династии, фараоны которой стремились объединить Е. в единое государство. Во 2-й половине 8 в. до н. э. Е. попал под власть Куша (XXV династия), а в 671 до н. э. был завоёван ассирийцами. Освободить и объединить страну удалось правителю Саиса Псамметиху (См. Псамметих I)I (правил в 663—610) с помощью греческих и карийских наёмников. При нём и его преемнике Нехо II завязываются тесные торговые связи с Грецией и др. странами восточного Средиземноморья, в Дельте основывается греческая колония Навкратис, прорывается канал, соединявший Нил с Красным морем; финикийские мореходы, посланные Нехо II, обогнули Африку с В. на З. Нехо II, Псамметих II и Априй вели борьбу за Сирию и Палестину с Вавилоном. Однако ослабленный Е. не мог отразить армию перс. царя Камбиса и в 525 до н. э. был покорён и включен в Персидскую империю. Это облегчило дальнейшее расширение торговых связей, особенно с Грецией и Малой Азией. Взимая непосильные налоги через откупщиков с рядовых земледельцев и ремесленников, персидские цари щедро оделяли жрецов и воинов. Всё это вызывало недовольство народных масс и неоднократно приводило к антиперсидским восстаниям. Около 404 до н. э. Е. временно добился независимости, но в 341 до н. э. был вновь покорён персами, а в 332 (окончательно в 331) до н. э. завоёван Александром Македонским (См. Александр Македонский) в ходе его завоевательных походов против Ахеменидов.

Греко-римский период (332 до н. э. — 395 н. э.). После 332 Е. стал частью эллинистического мира. Основанный Александром Македонским на побережье Средиземного моря г. Александрия являлся крупнейшим эллинистическим торговым и культурным центром; в Е. возникли новые центры ремесла и торговли, расширились торговые связи (вплоть до Аравии и Индии), произошло органическое слияние культур государств З. и В. При Птолемеях (См. Птолемеи) (305—30 до н. э.), которые, как и фараоны, считались верховными собственниками всей земли, завоеватели обогащались за счёт местного населения введением сложной системы прямых и косвенных налогов, государственных монополий, откупов, повинностей. Дальнейшее расширение торговли и денежного обращения благоприятствовало развитию ростовщичества. Тяжёлый налоговый гнёт и система государственных монополий заставляли земледельцев и ремесленников покидать поля и мастерские. К концу 2 в. до н. э. заметно сократилось производство, сузился рынок, наступил экономический и политический кризис. В начале 3 в. до н. э. Е. вновь овладел почти всем побережьем и островами восточного Средиземноморья, однако завоевания к началу 2 в. до н. э. были утрачены в войнах с Селевкидами (См. Селевкиды) и Македонией (См. Македония). Военному ослаблению Е. способствовали также частые династические смуты, народные восстания (особенно в середине 2 в. до н. э.). Последних Птолемеев поддерживал Рим, активно вмешивавшийся в дела Е. — одного из основных поставщиков хлеба. Знать Е., надеявшаяся с помощью римлян подавить вспыхивавшие народные восстания, также была тесно связана с Римом. Это облегчило завоевание Е. римлянами и превращение его в 30 до н. э. в римскую провинцию. После разделения Римской империи в 395 н. э. Е. стал провинцией Восточной Римской империи (Византии). В 619 перс. царь Хосров II, пользуясь слабостью Византии, раздираемой социальными и династическими смутами, захватил Е. В 639—642 Е. был завоёван арабами. Дальнейшую историю Е. см. в ст. Египет, Арабская Республика Египет.

Источн.: Хрестоматия по истории Древнего Востока, под ред. В. В. Струве и Д. Г. Редера, М., 1963; Ancient Near Eastern texts, relating to the Old Testament. Ed. by J. B. Pritchard, 2 ed., Princeton, 1955; Breasted J. H., Ancient records of Egypt, 3ed., v.1—5, Chi.,1962.

Лит.: Тураев Б. А., Древний Египет, П., 1922; Струве В. В., История Древнего Востока, 2 изд., М., 1941; Кинк Х. А., Египет до фараонов. М., 1964; Савельева Т. Н., Аграрный строй Египта в период Древнего царства, М., 1962; Кацнельсон И. С., Характер войн и рабовладение в Египте при фараонах-завоевателях XVIII—XX династии. «Вестник древней истории», 1951, № 3; Перепелкин Ю. Я., Переворот Аменхотепа IV. ч. 1, М., 1967; Струве В. В., Общественный строй эллинистического Египта, «Вопросы истории», 1962, №2; 3ельин К. К., Исследования по истории эемельных отношений в эллинистическом Египте II-I вв. до н. э., М., 1960; Ранович А. Б., Восточные провинции Римской империи в Римской империи в I—III вв., М. — Л., 1949; Фихман И. Ф., Египет на рубеже двух эпох, М., 1965; Брэстед Д. Г., История Египта с древнейших времен до персидского авоевания, пер. с англ., т. 1—2. М., 1915; Drioton Е. et Vandier J., Les peuples de l’Orient mediterranneen, t.2 l’Egypte, 4 ed., P., 1962; Hayes W. Ch., The scepter of Egypt, pt 1—2, Camb. (Mass.), 1959—60 (имеется библ.); Gardiner A. H., Egypt of the Pharaons, Oxf., 1961. Библиографические справочники: Pratt J., Ancient Egypt, N. Y., 1925; её же, Ancient Egypt. 1925—1941 N. Y., 1942; Annual Egyptological Bibliography, Leiden (с 1947).

И. С. Кацнельсон.

Древнеегипетская культура.

Просвещение. В период Древнего царства при дворце фараона были созданы школы, в которых обучали будущих писцов. Позднее появились школы при храмах, а в период Нового царства — при крупных государственных учреждениях. В школах обучали мальчиков от 5 до 16 лет; начиная с 12 лет ученики выполняли работу писцов в канцеляриях. Занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера; в школе царила суровая дисциплина, применялись телесные наказания. Основными предметами были чтение, письмо и счёт. Обучение грамоте состояло из заучивания иероглифов, устного чтения текста (обычно читали хором нараспев) и письменных упражнений. Писали тонкой тростниковой палочкой чёрной краской; красной начинали новый абзац (отсюда выражение «красная строка»). Сначала писали на черепках глиняных сосудов и обломках известняка. Когда ученик овладевал письмом, ему разрешали писать на длинном узком (16 см) свитке папируса. Тексты для переписки подбирались с таким расчётом, чтобы содержание способствовало воспитанию чиновника (наставления, пронизанные бюрократической моралью; религиозные тексты, гимны и т. п.). Большое внимание уделялось счёту. Найдены были школьные «тетради» с решением задач, имеющих узкопрактический характер (вычисление объёмов закромов и амбаров, площади поля, определение необходимого количества рабочей силы для различных работ и т. п.; вычисление площади и объёма различных геометрических фигур). В «тетрадях» записывали ход решения задачи и ответ, нередко после ответа стоит фраза: «ты нашёл хорошо». Кроме учебных предметов, в школе обучали гимнастическим упражнениям и плаванию, хорошим манерам. Существовали школы при храмах, где, помимо общих предметов, давали религиозное образование, а кроме того, обучали астрономии и медицине. Дети высшей египетской знати учились в военных школах, откуда выпускали начальников войск.

Техника и наука. Наиболее ранние следы сознательной деятельности человека, обнаруженные в долине Нила,— палеолитические рубила из кремня и роговика.

В эпоху неолита (5-е тыс. до н. э.) появляются более специализированные шлифованные орудия, позднее — с 4-го тыс. до н. э. (культура Негада II) используется обсидиан. С переходом от охотничьего хозяйства к скотоводству, а затем и земледелию применяются первые с.-х. орудия — мотыги, серп и т. п. Материалом для их изготовления служили камень, дерево, кость; появляются более сложные по форме, но вылепленные ещё от руки сосуды: сосуды высверливаются также из камня (алебастр). С 4-го тыс. начинает обрабатываться медь (Герзейская культура), залежи которой имелись в Восточной пустыне и на Синайском полуострове, появляется гончарный круг, развивается керамическое и ткацкое производства, вырабатывается фаянс, а с 3-го тыс. и стекло. Медь распространяется повсеместно. Со 2-го тыс. входит в употребление бронза. Первые отдельные железные изделия, обнаруженные в Е., датируются около середины 2-го тыс. до н. э.; лишь тысячелетием позднее железо стало применяться широко. Больших успехов достигли египтяне в обработке золота и серебра, из которых они изготовляли подлинные шедевры искусства.

Т. к. земледелие в Е. возможно лишь при искусственном орошении, то ещё в додинастическую эпоху начинают сооружаться каналы и дамбы. Для поливки полей применяли журавль (шадуф, древнейшие изображения 14 в. до н. э.) и позднее — водоподъёмное колесо (саккие). Плуг появляется в эпоху Раннего царства.

Основные пути сообщения страны проходили по Нилу. Большие ладьи различных форм и назначения строились ещё с додинастической эпохи. Для сношений с др. странами (Сирией, Пунтом) использовались морские суда, размеры которых увеличивались со временем. По суше грузы перевозились вьюками и салазками. Колёсный транспорт вошёл в употребление лишь с 18 в. до н. э.

Для строительства на всём протяжении истории Древнего Е. основным материалом служили глина и тростник. Для сооружения дворцов фараонов и крепостей применялся кирпич-сырец. Из камня возводились лишь храмы и царские усыпальницы (пирамиды). В обработке камня египтяне достигли поразительного совершенства. Каменные блоки отбивались от скал деревянными клиньями, которые поливали водой. Шлифовка и подгонка плит с предельной точностью производились песком и медными свёрлами, что было возможно при неограниченной дешёвой рабочей силе. Для подъёма тяжестей применялись рычаги, качалки, журавли. Тягловой силой служили люди, реже — быки.

Потребности ирригации, строительства и государсчвенного управления со сложной системой исчисления податей и земельных наделов обусловили развитие математических и астрономических знаний, которые имели чисто эмпирический, прикладной характер, никогда не поднимаясь до обобщений и теоретических выводов, как, например, в Греции. Ежегодные разливы Нила, начало которых совпадало с восхождением над горизонтом звезды Сириус, заставляло следить за движением небесных тел, что привело к зарождению начатков астрономии и возникновению, возможно ещё в 4-м тыс. до н. э., календаря. Год делился на 3 сезона (разлив, жатва, засуха) и 12 мес. по 30 дней, по истечении которых добавлялись ещё 5 дней без учёта часов и минут, что давало каждые 4 года расхождение в 1 день между астрономическим годом и календарным. Жрецы и писцы, накапливавшие в течение столетий научные знания и опыт, определяли с помощью простейших инструментов (отвес, линейка) положение планет и звёзд, группируя последние в созвездия. Для измерения времени применялись солнечные и водяные (клепсидры) часы. Составлялись схематические примитивные карты с учётом расстояния между населёнными пунктами и планы городов.

Дошедшие до нас математические папирусы (один из важнейших хранится в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве), в основном сборники задач с решениями, доказывают, что египтяне не только ввели впервые десятичную систему счисления (правда, без позиционного обозначения), но и знали дробные числа, однако лишь такие, у которых числитель — единица. Сложение и вычитание производились обычным путём, умножение сводилось к сложению, а при делении определялось число, на которое следовало умножить делитель, чтобы получить делимое. Были известны арифметические и геометрические прогрессии. В эпоху Среднего царства возникают элементарные алгебраические представления, решаются уравнения с двумя неизвестными. Высоки были познания египтян и в области планиметрии и особенно стереометрии: исчислялись площади прямоугольников, треугольников, круга (при π = 3,16, т. е. ошибка = 0,02), поверхность и объём простой и усечённой пирамид.

Бальзамирование умерших, что сопряжено со вскрытием тела, способствовало ознакомлению с анатомией и накоплению хирургического опыта. Были изучены функции сердца, открыт закон кровообращения, имелись некоторые представления о функциях мозга. С периода Древнего царства намечается специализация врачей, лечивших болезни и повреждения различных органов. Они производили трепанацию черепа, пломбировали зубы, накладывали хирургические шины, для чего имелись наборы хирургических инструментов. Однако вполне рационалистические представления переплетались с верой в магию, колдовство, заклинания.

Мумификация, изготовление благовоний, лекарств, красок и т. п., а также опыт, полученный при выделке стекла и фаянса, благоприятствовали развитию химии. Для окрашивания стеклянных сосудов применялись в качестве примесей марганец, кобальт, окись цинка.

Торговые, а затем и военные экспедиции, направлявшиеся с периода Древнего царства на С. — в Сирию и на Ю. — по Нилу в Куш и в экваториальные районы Африки, по Красному морю в Пунт, обусловили накопление и расширение географических познаний. Представления о шарообразности Земли египтяне, однако, не имели. Сведения, полученные в 7 в. до н. э. финикийцами, объехавшими по приказу фараона Нехо вокруг Африки, влияния не оказали.

Насколько известно, исторических трудов в Египте до эпохи эллинизма создано не было. События фиксировались лишь в погодных летописях (например, Палермский камень) и сводились затем иногда в каноны, как, например, списки царей (Туринский папирус). Велись анналы походов отдельных фараонов (например, Тутмоса III) или составлялись реляции с описанием их побед (надписи Аменхотепа II и Рамсеса II).

Познания египтян в различных областях оказали существенное влияние на развитие античной и, следовательно, европейские науки. Греки всегда смотрели на Е. как на страну древней мудрости и считали египтян своими учителями.

Мифология и религия. Среди египетских мифов центральное место занимали основные циклы: сотворение мира, наказание человечества за грехи, борьба бога солнца Ра с силами мрака в образе змея Апопа, смерть и воскресение Осириса и др. Создание Вселенной чаще всего приписывалось Ра, поднявшемуся из бутона лотоса, который появился в предвечном водном хаосе (Нуне). Согласно представлениям египтян, из уст Ра вышли первые боги, а из его слёз возникли люди. По др. версии мифа, землю и людей вылепил бог-гончар Птах (или Хнум). Цикл мифов о наказании людей сильно отличается от вавилонского и библейского. Вместо потопа в египетских мифах Ра, разгневанный на людей, переставших повиноваться богам, посылает на землю свою дочь Сохмет-Хатор в образе львицы. Она истребляет людей и лишь с трудом удаётся богам её остановить и спасти остаток человечества. Красной нитью через эти мифы проходит мысль о всесилии богов, способных по своему усмотрению карать или осыпать милостями.

Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла длительный путь развития до сложных теологических систем восточной деспотии. Для неё характерно прочное сохранение древнейших верований на всём протяжении истории Древнего Египта: фетишизма (например, поклонение камню бен-бен, связанное позднее с культом бога Ра), обожествления растений (например, священной сикоморы богини Хатор) и особенно зооморфизма (культа животных). Почти каждое египетское божество почиталось в виде какого-либо животного. Так, бога Анубиса почитали в виде волка, богиню Баст — в виде кошки, бога мудрости Тота — в виде ибиса или павиана, бога Гора — в виде сокола и т. д. На более позднем этапе наблюдается антропоморфизация божеств (т. е. наделение их человеческими качествами). При этом старые представления не исчезли, но стали сочетаться с новыми. Так, богиня Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, бог Тот — в виде человека с головой ибиса, и т. д. Убийство священного животного наказывалось смертью. Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на особых кладбищах. Переход от охотничьего хозяйства к земледелию и скотоводству привёл к значительным переменам в религиозных верованиях. На первый план выдвинулись боги, олицетворявшие различные стихии: небо (богиня Нут), землю (бог Геб), солнце (бог Ра), луну (бог Тот) и др. В образе бога Хапи египетские земледельцы почитали реку Нил.

У древних египтян был широко распространён культ мёртвых. Согласно их религиозным представлениям, у каждого человека было несколько душ: Ба, изображавшаяся в виде птицы с человеческой головой, Ка, являвшаяся двойником человека, и др. По поверьям египтян, достичь вечного блаженства мог только тот, у кого тело, считавшееся прибежищем души, было сохранено в целости. Отсюда обычай мумификации трупов. Для сохранения мумифицированного тела строилась гробница, которая снабжалась предметами, употреблявшимися покойным при жизни. В гробницу клались также маленькие статуэтки слуг («ушебти» —ответчики). Египтяне верили, что силой магических заклинаний покойный оживит эти статуэтки и они будут работать на него в загробном мире. После смерти душа покойного, согласно представлениям египтян, отправлялась в путешествие по загробному миру, где её подстерегали чудовища, спастись от которых можно было с помощью заклинаний и молитв, содержавшихся в «Книге мёртвых» — неотъемлемой части погребального инвентаря, 125-я глава «Книги мёртвых» посвящена загробному суду над человеческой душой. Перед лицом верховного судьи загробного мира Осириса происходила психостасия — взвешивание сердца покойного на весах, уравновешенных символом истины. Сердце, отягощенное грехами, нарушало равновесие, и тогда покойный пожирался страшным чудовищем Амамат-пожирательницей; праведники, сердца которых не нарушали равновесия весов, отправлялись в рай — «поля Иалу».

Первоначально в каждом номе чтили своего главного бога: в Гелиополе поклонялись Ра-Атуму, в Фивах — Амону и т. д. Образовывались божественной триады (например, фиванская: Амон — бог солнца, его жена Мут — богиня неба, их сын Хонсу — бог луны). Вокруг триады формировалась иерархия богов. Объединение номов в два государства (Верхний Е. и Нижний Е.), а затем в единую деспотию (около 3-го тыс. до н. э.) сделало необходимым создание общегосударственых культов, унификацию религии. Главное место в унифицированной религии занимали боги города-гегемона. Так, в эпоху Среднего и Нового царств, когда столицей государства стали Фивы, фиванский бог Амон стал главным божеством Е., и египетские жрецы отождествили его с прежним верховным богом Ра.

Иерархия богов во главе с царём богов представляет собой отражение порядков восточной деспотии. Верховный бог (Ра-Атум, а позднее Амон-Ра) имеет свой двор, своего визиря (бога мудрости Тота), свои канцелярии и т. д. Официальная религия объявила фараона воплощением бога, живым богом, предписывала воздавать ему божеские почести. Огромные пожертвования и различные льготы привели к усилению жречества, которое начало оспаривать власть у фараонов. Попытка Аменхотепа IV (Эхнатона) (конец 15 — начало 14 вв. до н. э.) подорвать могущество жречества введением монотеизма не удалась; введённый им культ единого бога солнца Атона вскоре был отменен. В 11 в. до н. э. фиванские жрецы захватили престол Е. и установили теократию.

В Е. сложилась богатейшая религиозная и магическая литература. Заговоры, молитвы, толкования, призывы богов оформлялись в сборники. Так возникли «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга мёртвых» и др. религиозные сборники. Примером развития египетской теологической мысли может служить т. н. Мемфисский богословский трактат (вторичная кодификация относится к 8 в. до н. э.), в котором за много веков до христианства проводилась мысль о Логосе — слове, созидающем мир. Теология Древнего Е. получила большое распространение в религиях античного мира и оказала значительное влияние на христианскую догматику, иконографию, обрядность. Так, например, на христианских иконах встречаются элементы зооморфизма: св. Христофор с головой собаки — потомок Анубиса. Культ Осириса оказал влияние на христианство, в частности на пасхальные обряды; изображение древнеегипетского загробного суда — на христианскую иконографию Страшного суда.

Литература. Древнейшие памятники, написанные на египетском языке, датируются 3-м тыс. до н. э., последние составлены в первые века н. э. Произведения литературы Е. дошли до нас в виде многочисленных иероглифических, иератических и демотических текстов, весьма разнообразных по содержанию и жанрам. Литература Е. является одной из древнейших литератур мира. Как и для других древневосточных литератур, для неё характерна анонимность текстов. Основные жанры египетской литературы: сказки, повествования, гимны и молитвы, эпистолярные тексты, дидактические произведения, басни, эпос, любовная лирика и др. Многие сюжеты фольклора и литературы ряда древних и современных народов мира впервые встречаются в египетской литературе. Это заслуженно привлекает внимание к ней мировой науки. Египетские сказки насыщены яркой и образной фантазией, горячей симпатией к человеку, убеждением в окончательной победе добра и справедливости над силами зла. Некоторые из них носят явный отпечаток фольклора, например сказка о двух братьях, другие представляют собой результат творчества талантливых и опытных авторов, имена которых нам неизвестны (сказка о потерпевшем кораблекрушение и др.). Под «повествованиями» подразумеваются тексты, не содержащие элементов сверхъестественного, близкие к реальному историческому фону (Повесть Синухета, Повесть Петеисе). Изложены эти «повествования» в 1-м лице как воспоминания рассказчика. Их язык и стиль образный, яркий. Среди «повествований» выделяется папирус середины 11 в. до н. э., содержащий отчёт о путешествии египтянина Ун-Амуна в Библ — одно из лучших произведений египетской литературы. В нём имеются интересные сведения о странах, расположенных по восточному побережью Средиземного моря. Выдержанное в реалистических тонах, это «повествование» является, несомненно, литературной обработкой подлинного отчёта. Египтяне высоко ценили подобное художественное произведение, о чём свидетельствуют дошедшие до нас отдельные сочинения в нескольких экземплярах. «Повествования» исторического характера имели отношение к правящей династии и писались по заказу двора в интересах поднятия престижа центральной фараоновской власти. В дидактических произведениях, т. н. поучениях, как правило, упоминается автор — реальный или вымышленный (в последнем случае какой-либо известный мудрец прошедших времён). «Поучения» нередко содержат грубо утилитарные наставления, всевозможные мудрые советы, относящиеся к разным сторонам жизни.

Наряду с памятниками художественной литературы к египетской литературе относят тексты пирамид и надписи царей и вельмож, обладающие литературным достоинством. Литература Е. оказала влияние на литературы др. народов древности, в т. ч. на греческую (особенно в греко-римский период). Некоторые египетские сюжеты через греков проникли в литературу европейских народов.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Призванное обслуживать потребности религии и официально-государственного культа обожествленного фараона, искусство Е. выражало свои идеи в строго канонической форме. Но, невзирая на регламентацию, оно пережило сложную эволюцию, отразившую изменения в политической и духовной жизни египетского общества; в нём проявились яркие творческие индивидуальности, местные, локальные художественные явления и школы. Невиданные до того времени общественно-государственные задачи побуждали египетских художников к поискам ясного, отточенного и впечатляющего художественного языка. Ими были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объём, масса, опора и перекрытие, ритм — в архитектуре: плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно — в рельефе и живописи; текстура и фактура камня и дерева — в монументальной и станковой скульптуре. В Е. сложились многие классические архитектурные формы и типы (Пирамида, Обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.), особое значение приобрёл скульптурный портрет.

Памятники художественной культуры в долине р. Нил восходят к глубокой древности. В 5—4-м тыс. до н. э. примитивные жилища из глины и тростника постепенно сменяются прямоугольными в плане постройками из дерева и кирпича-сырца. Статуэтки людей и животных, росписи на стенах гробниц и сосудах, рельефы на культовых пластинах связаны с заупокойным культом и отражают магические охотничьи верования. Изображения, как правило, геометризованы и упрощены. Пространство заполняется отдельными, не связанными друг с другом фигурами, нередко находящимися в различных планах (росписи в Иераконполе, конец 4-го тысячелетия до н. э.). Существовавший в это время принцип изображения частей человеческой фигуры в разных аспектах (то в профиль, то в фас) сохранился в искусстве Е. и в дальнейшем. На рубеже 4—3-го тысячелетий до н. э. композиция приобретает большую упорядоченность и разбивается на полосы, появляются попытки выделить размером фигуру вождя, часто представляемого в образе быка. В период Раннего царства начинают складываться принципы древнеегипетского искусства, ставшие основой его развития на несколько тысячелетий. Формируется иерархия видов и жанров искусства. В системе искусств ведущую роль приобретает архитектура, тесно связанная с поминальным культом. Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывают влияние на развитие связанных с архитектурой скульптуры и живописи. Основным видом культовой архитектуры этого времени является Мастаба — прямоугольная в плане наземная гробница в виде усечённой пирамиды с погребальными помещениями, расположенными глубоко под землёй. Геометрическая обобщенность, симметрия и статика присущи и скульптуре этого времени (статуя фараона Хасехема, начало 3-го тыс. до н. э.). В рельефах усиливаются ритмическую упорядоченность композиции и графическая чёткость силуэтов, изображения строго подчиняются плоскости камня (палетка фараона Нармера, около 3000 до н. э.).

В период Древнего царства найденные ранее художественные приёмы обретают стилистическую законченность. Возникают новые архитектурные типы. Зодчий Имхотеп создаёт архитектурный тип пирамиды. Для фараона Джосера он строит в Саккаре (См. Саккара) комплекс заупокойных сооружений, центром которого является ступенчатая гробница-пирамида, состоящая из 6 уменьшающихся кверху мастаб. В дальнейшем зодчие Древнего царства лишь совершенствовали форму пирамиды, выравнивая её стены и придавая её очертаниям геометрическую ясность и чистоту. Завершенный тип пирамиды

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте