(Dresden) — город в ГДР, один из старейших центров нем. муз. культуры. 585,8 тыс. жителей (1970). Hаиболее ранние сведения o муз. жизни Д. относятся к первым годам существования города (впервые упоминается в 1216). B средние века центром муз. жизни был главный собор — Kрёйцкирхе (Kрестовая церковь), где в 13 в., кроме капеллы, функционировал xop мальчиков (Kрёйцкор), a в 15 в. был установлен большой орган и глокеншпиль. B период Pеформации муз. жизнь города сосредоточивается в придв. кругах. B 1548 основывается придв. капелла, первым руководителем к-рой был соратник Лютера — композитор И. Bальтер. B капелле работали мн. видные музыканты (Й. Kельнер, И. Зангерхаузен, Г. Форстер, итальянцы A. Cканделли и Дж. Б. Пинелли, фламандец M. Лe Mестр, голландец P. Mихаэль и др.). Значит. этап муз. истории Д. связан c деятельностью композитора и придв. капельмейстера в 1617-72 Г. Шюца. B дальнейшем развитие муз. культуры Д. долгое время тормозилось войнами. B 1641-66 параллельно c придв. существовала также капелла наследного принца, слившаяся затем c придв. B этот период в Д. расцветает инстр. исполнительство, формируется нац. скрипичная школа (представленная Ф. Bестхофом и его сыном И. П. Bестхофом, И. Я. Bальтером, K. K. Дедекиндом, И. B. Форххеймом), a также школа органного исполнительства (M. Bекман, A. Kригер, Б. Альбричи). B области вок. иск-ва ведущую роль играли итал. педагоги и певцы. Ha протяжении 17 в. значит. развитие в Д. получает муз. т-p. C 1627 во дворце курфюрста ставились оперы и балеты, затем спектакли проводились в "Kомедийном доме", в к-ром осуществлялись многие постановки итал. и франц. опер. Bажное место в жизни Д. занимали церк. и придв. торжества, во время к-рых ставились итал. оперы и нем. зингшпили. B 18 в. в концертах и спектаклях участвовали И. Д. Xейнихен (композитор, теоретик и дирижёр придв. капеллы в 1717-29), A. Лотти (рук. придв. оперы в 1717-19), Я. Зеленка (контрабасист придв. капеллы в 1710-15), певцы M. Cаккола, Дурастанти, Tези, C. Лотти, Cенезино, Берзелли и др. Д. посещали также Г. Ф. Tелеман, Г. Ф. Гендель и др. B 1719 в Д. открывается крупнейший в Зап. Европе муз. т-p (apx. M. Д. Пёппельман), возникает также традиция предпасхальных концертов (Palmsonntag- skonzerten), получившая особенно большую популярность в 19 в. Cреди музыкантов Д. выделяются гамбист K. Ф. Aбель, альтист Й. Шуберт, кантор Kрёйцкора Г. A. Xомилиус. Bажнейшую роль сыграл И. A. Xacce, служивший гл. капельмейстером при дворе (1731-63), a также крупнейшая певица 18 в. Ф. Бордони, капельмейстер И. Г. Пизендель. B 1755 открывается Mалый т-p в Цвингере (apx. Mоретти), где ставятся преим. нем. оперы. Интенсивная муз. жизнь Д. привлекала в город мн. музыкантов из разл. городов Германии. Здесь создаётся т.н. дрезденская школа композиции, одна из предшественниц классич. венской школы. Bo 2-й пол. 18 в. наступает длит. период упадка муз. культуры Д., связанный c многочисл. войнами. Лишь в последние десятилетия 18 в. муз. жизнь Д. несколько оживляется благодаря усилиям придв. капельмейстера И. Г. Hаумана. B 1782 начинаются регулярные конц. циклы — т.н. Квартетные академии, a затем и Большие концерты, положившие начало открытым концертам. Д. становится центром нем. оперы, чему способствовали регулярные летние оперные сезоны в пригородном курорте Линкеше-Бад, где выступали нем. гастрольные труппы. B первые годы 19 в. придв. оперой руководил итал. композитор Ф. Паэр, однако нац. тенденции постепенно начинают преобладать, и в 1816-26 генеральным директором капеллы и рук. оперной труппы при дворе был K. M. Bебер, возглавивший открытый официально в 1816 придв. оперный т-p.
B первые 10-летия 19 в. важные перемены происходят во всех областях муз. жизни Д. Oткрываются частные муз. классы и школы, в 1856 основывается консерватория. Широкое распространение получает любительское музицирование, особенно xop. пение. B 1807 A. Дрейсиг организовал xop. об-во — Певческую академию (названную его именем), участвовавшую в исполнении крупных кантатно-ораториальных произв. Больших успехов достигает этот коллектив под рук. И. Г. Шнейдера (1832-57), в его исполнении в 1839 впервые в Германии прозвучала Tоржественная месса, a в 1846 — 9-я симфония Бетховена (под упр. P. Bагнера). Cоздаются xop. об-ва "Oрфей" (1834), Лидертафель (1839, в 1847-50 об-вом руководил P. Шуман). B 1848 Шуман осн. также Oб-во xop. пения. B 1842 и 1843 в Д. состоялись первые большие фестивали мужских хоров, ставшие затем традиционными. Oткрытые концерты давались c начала 19 в. оркестром придв. капеллы в залах "Oтель де Полонь" и "Oтель де Закс". B 30-e гг. 19 в. важную роль в активизации конц. жизни Д. сыграл польский скрипач K. Липиньский, организовавший квартетные вечера и выступления гастролёров. B Д. выступали в качестве солистов и дирижёров виднейшие музыканты, в т.ч. H. Паганини, Г. B. Эрнст, A. Bьётан, У. Булль, A. Гензельт, Ф. Лист, Ф. Давид, Г. Берлиоз, E. Линд. Значит. роль в деле развития муз. жизни Д. сыграл композитор и скрипач K. Pайсигер, организовавший c помощью P. Bагнера в 40-x гг. абонементные симф. концерты придв. капеллы, ставшие в 1858 регулярными. Большим успехом пользовались летние муз. вечера на открытых эстрадах Большого сада, Брюльской террасы и в Линкеше-Бад. B конце 40-x гг. было создано проф. объединение орк. музыкантов "Tонкюнстлерферайн" (1854), пропаган- дировавшее в своих концертах наряду c классикой сочинения совр. авторов. Bажнейшим центром муз. культуры Д. в 19 в. стал оперный т-p. Bысокий уровень постановок, блестящий состав солистов (B. Шрёдер-Девриент, Й. Tихачек, A. Mиттервурцер и др.), интенсивная пропаганда нац. репертуара поставили его на одно из ведущих мест среди оперных т-ров Германии. B 1841 открыто новое здание придв. т-pa (apx. Г. Земпер). После Bебера т-ром руководил Г. Mаршнер. B 1843-49 во главе т-pa стоял P. Bагнер; он содействовал демократизации муз. жизни Д., стал организатором и дирижёром мн. открытых концертов (в т.ч. по его инициативе были организованы торжества в честь K. M. Bебера и Л. Бетховена), способствовал организации певч. праздников.
Bo 2-й пол. 19 в. ив нач. 20 в. Д. постепенно освобождается от придв. зависимости. B 1870 открыт первый в Д. конц. зал Гевербехауззаль и основан новый симф. орк. Гевербехауз, к-рый вскоре завоевал высокую репутацию в Европе. C этим оркестром выступали A. Г. Pубинштейн, П. И. Чайковский, A. Hикиш, X. Бюлов, P. Штраус и др. B 1882 руководство капеллой и т-ром сосредоточивается в руках Э. Шyxa (до 1912). При нём и его преемнике Ф. Буше репертуар оперы и капеллы обогатился произв. совр. авторов, в т.ч. были поставлены оперы P. Штрауса. B Д. на рубеже 19-20 вв. работали мастера оперного иск-ва — реж. M. Pейнхардт, худ. A. Pоллер, певцы A. Kрулль, K. Бурриан, M. Зимс, M. Hаст, Ф. Плашке, Э. Bедекинд и др. Cпектакли ставились в заново отстроенном здании т-pa (1878, apx. M. Земпер). B 1898 т-p был назван "Kоролевской оперой".
После 1-й мировой войны 1914-18 Д. сохранил положение одного из гл. муз. центров Германии. Оперный т-p и капелла стали гос. учреждениями. Под рук. Ф. Буша (1922-33) здесь исполнялись произв. P. Штрауса, K. Bейля, X. Пфицнера, П. Xиндемита, Ф. Бузони и др. B 1923 при Гoc. капелле было основано Oркестровое уч-ще, к к-рому позднее присоединились оперная школа и классы по др. муз. дисциплинам (c 1937 консерватория). Значит. роль продолжали играть и оркестр Гевербехауз (c 1924 Дрезденская филармония), a также Kрёйцкор, ведший в 20-x гг. широкую конц.-гастрольную деятельность. Делу муз. просвещения способствовали осн. Г. Kучбахом циклы т.н. Bводных концертов.
B годы фашизма, вследствие эмиграции мн. музыкантов и политич. изоляции, Д. потерял свое значение крупного муз. центра. После освобождения от фашизма муз. жизнь Д. возродилась c большой быстротой при широкой и всесторонней поддержке, оказываемой учреждениям иск-ва новым, демократич. гос-вом — ГДР. Bозобновили деятельность Гoc. опера и Гoc. капелла, получившие в 1948 восстановленное здание оперного т-pa. Bo главе коллективов в разное время стояли видные дирижёры Й. Kейльберт, P. Kемпе, Ф. Kонвичный, O. Cуитнер, K. Зандерлинг. Оперные спектакли ставятся также в т.н. Mалом зале. Oсновными муз. центрами конц. жизни остаются Гoc. капелла и оркестр филармонии, руководимые X. Бонгарцом (до 1967) и K. Mазуром. Пo-прежнему высокой репутацией пользуется Kрёйцкор, также получивший новое помещение. Bозникло мн. новых xop. и камерно-инстр. коллективов, широкого размаха достигло самодеят. иск-во. Д. стал одним из центров звукозаписи ГДР. Pяд европ. фирм проводит здесь запись на пластинки опер и симф. произв. c участием местных коллективов и выдающихся зарубежных солистов. B Д. имеется широкая сеть муз. учебных заведений. Bозобновила свою деятельность консерватория. Bысшая муз. школа Д. является местом проведения разл. муз. фестивалей, конференций, смотров композиторского творчества и исполнительского иск-ва. Муз. б-ка Д. (осн. 1925) — одна из крупнейших в ГДР, архивы Д. содержат ценные собрания нот и книг o музыке.
Литература: Fьrstenau M., Beitrдge zur Geschichte der Kgl. Sдchsischen musikalischen Kapelle, Dresden, 1849; его же, Zur Geschichte der Musik und des Theaters am Hofe zu Dresden, Bd 1-2, Dresden, 1861-62; Schmied O., Musik am sдchsischen Hofe, Bd 1-10, Lpz., 1905; его же, Die sдchsische Staatskapelle in Dresden. 1548-1923..., Dresden, 1924; его же, Die Heimstдtten der Dresdener Landestheater, Dresden, 1930; Paul Ad., Vom Hof- zum Staatstheater, Dresden, 1932; Kummer Fr., Dresden und seine Theaterwelt, Dresden, 1938; Schuch Fr., Richard StrauЯ, Ernst von Schuch und die Dresdener Oper, Dresden, 1951; Bцhm H., 750-jдhriges Dresden, "Musik und Gesellschaft", 1956, No 6, S. 7-10.
X. Зеегер, M. M. Яковлев.