(от лат. dominans, род. падеж dominantis — господствующий; франц. dominante, нем. Dominante) — название V ступени гаммы; в учении о гармонии также назв. аккордов, строящихся на этой ступени, и функции, объединяющей аккорды V, III и VII ступеней. Д. порой называют всякий аккорд, расположенный квинтой выше данного (Ж. Ф. Рамо, Ю. Н. Тюлин). Знак функции Д. (D) предложен X. Риманом.
Понятие второй опоры лада существовало ещё в ср.-век. теории ладов под названиями: тенор, реперкуссиа, туба (первая и главная опора носила названия: финалис, заключительный тон, осн. тон лада). С. де Ко (1615) обозначал термином "Д." V ступень в автентич. ладах и IV — в плагальных. В григорианских ладах термин "Д." (псалмодич. или мелодич. Д.) относится к звуку реперкуссиа (тенора). Это понимание, распространённое в 17 в., сохранилось (Д. Йонер). За аккордом верхней квинты лада термин "Д." закрепил Ж. Ф. Рамо.
Значение аккорда Д. в функционально- гармонич. системе тональности определяется его отношением к аккорду тоники. Осн. тон Д. содержится в тонич. трезвучии, в обертоновом ряде от тонич. звука лада. Поэтому Д. как бы порождается тоникой, выводится из неё. Аккорд Д. в мажоре и гармонич. миноре содержит в своём составе вводный тон и обладает ярко выраженным тяготением к тонике лада.
Литература: см. при ст. Гармония.
Ю. Н. Холопов.