(позднелат. discantus, от лат. dis- — приставка, означающая разделение, расчленение, и cantus — пение).
1) Новая форма многоголосия в ср.-век. проф. музыке, возникшая примерно в 12 в. во Франции. Получила наименование по названию верхнего голоса, сопровождавшего осн. мелодию (григорианский напев) в противоположном движении.
2) Самая высокая партия многогол. произведения. В 16 в., когда в мадригальном пении из-за его сложности партию дисканта стали поручать певцам-кастратам, т. н. сопранистам, эта партия стала называться также сопрано.
3) Партия в хоре или вок. ансамбле, исполняемая высокими детскими или высокими женскими (сопрано) голосами.
4) Высокие детские голоса. Ранее так именовались только голоса мальчиков, певших партию Д. в хоре. Со временем Д. стали называть всякий высокий детский певческий голос (как мальчиков, так и девочек), а затем — сопрано; диапазон его — с1 — g2 (а2).
5) Дишкант — высокий солирующий голос, исполняющий подголосок в импровизац. манере в виде украшения. Дишкант встречается в донских казачьих песнях и в песнях вост. областей Украины и Белоруссии, где его называют также подголосником или подводкой.
6) В 16 — нач. 17 вв. обозначение самого высокого из семейства однотипных инструментов (напр., дискант-альт, дискант-блёкфлёте, дискант-бомбарда и т. п.).
7) Орг. регистр, обнимающий верхнюю половину клавиатуры; часто дополняется соответств. басовым регистром (напр., гобой-фагот).
И. Г. Лицвенко.