Новая философская энциклопедия
ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (Διογένης Σινωπεύς) (ум. ок. 330–320 до н.э.) – древнегреческий моралист. Прибыв в Афины и познакомившись с этическим учением Антисфена, стал осуществлять его в своей жизни. Своими противниками был прозван собакой, а его последователи – киниками (от греч. κύων – «собака»). До нас не дошли сочинения Диогена (приписанные ему письма были созданы позднее), и неизвестно, излагал ли он вообще свое учение в письменной форме.
Диоген отвергал всякое знание, лишенное этической направленности (Диоген Лаэртий VI 103; Элиан, «Пестрые рассказы», X, 11). Он стремился к самодостаточности «царственного мудреца», жил в бочке (пифосе), сведя до минимума свои потребности и существуя на подаяние; достигнутая таким способом независимость от внешних влияний была, по утверждению Диогена, доблестью и высшим счастьем, уподобляющим киника божеству (Дион Хрисостом VIII 27–35; VI 1, 7, 31, 35). Диоген считал, что у друзей-мудрецов все должно быть общим. Он жестоко высмеивал всех, кто дорожил традиционными формами жизни, он не признавал отечества, отвергал законы полисов, единственным законом для себя считал закон природы и объявлял себя «гражданином мира» (Диоген Лаэртий VI 24–29, 32, 38, 63; Лукиан, «Распродажа жизней» 8; Арриан, «Беседы с Эпиктетом» III, 22, 24, 27, 66). Диоген отвергал брак, идеализировал жизнь животных и первобытных людей; разум и воспитание должны, по его мнению, помочь человеку вернуться к природе.
Сочинения:
1. Антология кинизма, изд. И.М.Нахов, 2-е изд. М., 1996, с. 114–144.
Литература:
1. Нахов И.М. Киническая литература. М., 1981;
2. Он же. Философия киников. М., 1982;
3. Dudley D.R. A history of cynicism from Diogenes to the sixth century. L., 1937;
4. Sayre F. The Greek cynics. Balt., 1948;
5. Niehues-Proebsting H. Kynismus des Diogenes und der Begriff des Zynismus. Münch., 1979.
А.И.Зайцев