1)
частица.
1.
утвердительная.
Употребляется при ответе для выражения согласия, утверждения; противоп. нет.
[Слуга:] Изволили спрашивать? [Хлестаков:] Да; подай счет. Гоголь, Ревизор.
— Если не ошибаюсь, --- мы встречались у вашей сестры? Даша сейчас же ответила дерзко: — Да. Встречались. А. Н. Толстой, Сестры.
||
внутри речи при настойчивом утверждении какого-л. ранее высказанного положения в значении: действительно, совершенно верно, конечно.
— Люблю ли я эту женщину? Я люблю ее! Да, да! Тысячу раз повторяю вам: я люблю всеми силами души моей эту женщину! Герцен, Кто виноват?
В лице Анатолия было выражение душевной силы, да, именно силы. Фадеев, Молодая гвардия.
2.
Употребляется в повествовательной речи при передаче итогов размышления по поводу чего-л. в значении: так, действительно.
Да, наша жизнь текла мятежно, Полна тревог, полна утрат. Н. Некрасов, Да, наша жизнь…
Да, пройдут десятки лет, а из памяти никогда не изгладятся дороги войны. Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.
3.
Употребляется при неожиданном воспоминании о чем-л. упущенном в предшествующем разговоре, при перемене темы разговора и т. п. в значении: кстати, вот еще.
— Я, кажется, все сказал… Да! вот еще: княжна, кажется, любит рассуждать о чувствах, страстях и проч. Лермонтов, Княжна Мери.
Он начал шутить, потом вдруг озабоченно спросил: — Да! Вы слышали, что Ромась арестован? М. Горький, В. Г. Короленко.
4.
Употребляется для выражения недоверия, возражения и т. п. в значении: как бы не так!, как же!
[Кочкарев:] Ну, полно: я сыщу тебе другое зеркало. [Подколесин:] Да, сыщешь. Знаю я эти другие зеркала. Гоголь, Женитьба.
— Когда тебе говорят, ты должна слушать, а не смеяться! — Да! Когда мне холодно! — плаксиво возразила Зина. Вересаев, Два конца.
5.
вопросительная.
Употребляется как вопросительная реплика в значении: разве?, неужели?
[Добчинский:] Дело очень тонкого свойства-с: старший-то сын мой, изволите видеть, рожден мною еще до брака. [Хлестаков:] Да? Гоголь, Ревизор.
— А я письмо получил. От Павлика. — Да? — оживился Алеша. Горбатов, Мое поколение.
||
в конце вопросительного предложения для побуждения собеседника к ответу в значении: не правда ли?, не так ли?
— Вы меня очень любите? — спросила она наконец. — Да? Тургенев, Первая любовь.
— Я изменился, да? — спросил он, заметив, что я гляжу на него. Каверин, Два капитана.
|| с частицами „ну“, „неужели“
для выражения вопроса с оттенком недоверия, удивления и т. п.
[Федор Иванович:] Да неужели в самом деле Семена посадят? Л. Толстой, Плоды просвещения.
Долганов неожиданно спросил Дмитрия: — Народник? — Марксист, — ответил Самгин старший, улыбаясь. — Да ну-у? — удивился Долганов. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
||
как отклик на обращение в значении: что?, я слушаю!
[Васса:] Рашель! [Рашель:] Да? [Васса:] Живи с нами. Федор умрет, сама говоришь. Довольно тебе болтаться… М. Горький, Васса Железнова.
6. усилительная.
Употребляется в начале предложения для придания высказыванию большей силы, выразительности.
— Скажи, которая Татьяна? — Да та, которая грустна И молчалива, как Светлана. Пушкин, Евгений Онегин.
[Атуева:] Мы не нищие. [Муромский:] Так будем нищие… (
Махнув рукой.) Да что с вами говорить! Сухово-Кобылин, Свадьба Кречинского.
— Но романы из ее головы ты должна выбить. — Да нет у нее в голове никаких романов. Федин, Первые радости.
||
внутри предложения перед сказуемым или группой сказуемого для усиления их значения.
— В механике и я чего-нибудь да стою. И. Крылов, Ларчик.
— Вероятно, слух о твоих дружеских путешествиях с Пугачевым как-нибудь да дошел до правительства. Пушкин, Капитанская дочка.
Обязательно, о чем его ни спроси, --- он всегда что-нибудь да знает. Гайдар, Школа.
7.
Употребляется с повелительным наклонением или в предложениях, обозначающих пожелание, для выражения настойчивой просьбы, побуждения.
[Чацкий:] К вам человек с докладом. [Фамусов:] Не слушаю, под суд! под суд! [Чацкий:] Да обернитесь, вас зовут. Грибоедов, Горе от ума.
— Да садись, садись, чего стоишь! Вот тебе стул. Достоевский, Идиот.
Зина опять подошла к двери и энергично произнесла: — Тема, да вставай же! Гарин-Михайловский, Детство Темы.
|| С частицей „ну“ (да ну)
образует сложную частицу с усилительно-побудительным значением.
[Кочкарев:] Да ну, брат, поскорее! Как ты копаешься! Гоголь, Женитьба.
— Больным и раненым на улицу ход воспрещается! — смеялась она. — Да ну, пусти, меня дома дети ждут. Фадеев, Последний из удэге.
8.
Употребляется с повелительным наклонением, в значении сослагательного (условного) наклонения для придания большей выразительности.
Да будь я и негром преклонных годов, и то без унынья и лени
я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин. Маяковский, Нашему юношеству.
9. (с глаг. 3 л. наст. и буд. вр.) Употребляется для выражения приказания, пожелания в значении: пусть.
Да здравствует 1 Мая!
□
Да здравствует солнце, да скроется тьма! Пушкин, Вакхическая песня.
— Да будет вам известно, — сказал доктор с торжеством, — что и в двадцатом веке могут случаться чудеса. Паустовский, Северная повесть.
Так что ж, друзья, коль наш черед, — Да будет сталь крепка! Пусть наше сердце не замрет, Не задрожит рука. Исаковский, В прифронтовом лесу.
◊
- ай да…
@ ну да!
прост.
то же, что да 1 (в 1 и 4 знач.), но с большей экспрессией.
[Марья Антоновна:] А что? а что, маменька? Видите, что Добчинский. [Анна Андреевна:] Ну да, Добчинский, теперь я вижу. Гоголь, Ревизор.
— А хочешь, я на Гнедке верхом поеду, как Еремей?! — мелькает в голове Темы новая идея, с которой он обращается к Зине. — Ну да! Тебя Гнедко сбросит! — говорит пренебрежительно Зина. Гарин-Михайловский, Детство Темы.
@ (вот) это да!
прост.
употребляется для выражения восхищения, одобрения.
@
- ни да ни нет
2)
союз.
1.
соединительный.
Употребляется для соединения однородных членов предложения и целых предложений; соответствует по значению союзу „и“.
Лес ли начнется — сосна да осина… Невесела ты, родная картина! Н. Некрасов, Саша.
Целый мир отшумел за спиной и остался лишь в памяти да на исписанных бледным карандашом листках. Паустовский, Кара-Бугаз.
Изредка вдали зачернеет кибитка, разбитая калмыками-табунщиками, да пройдет косяк степных лошадей. Серафимович, Степные люди.
В едва различимых домишках не светилось ни одно окно; страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески. А. Н. Толстой, Хмурое утро.
Было очень тихо, только с улицы доносились детские голоса да осторожно раза два прогудела машина. Каверин, Два капитана.
||
Соединяя повторяющиеся слова, образует сочетания со значением самой высокой степени или множества, постоянства и т. п. того, что выражено данным словом.
[Лизанька:] Нужен глаз да глаз, Не спи, покудова не скатишься со стула. Грибоедов, Горе от ума.
Степь да степь кругом, Путь далек лежит. В той степи глухой Умирал ямщик. Песня «Степь да степь кругом».
[Тарас] все ходил да ходил по комнате. Горбатов, Непокоренные.
||
Соединяя два слова, образует сочетание, выражающее единое понятие, или сочетание со значением охвата, объединения предметов, явлений и т. п. какого-л. рода.
Хлеб да соль. Кожа да кости.
□
— Сердит был сегодня ужасно мой, Николай-то. Я было то да се, а он чуть было не закричал на меня. Достоевский, Униженные и оскорбленные.
Парнишка смышленый, все ему расскажи да покажи. Фадеев, Последний из удэге.
2.
перечислительный. Употребляется при перечислительном присоединении нескольких однородных членов предложения и целых предложений.
Мой идеал теперь — хозяйка, Мои желания — покой, Да щей горшок, да сам большой. Пушкин, Евгений Онегин (Отрывки из путешествия Онегина).
Встав в окопе, Савельев старательно подогнал снаряжение. А было на нем, если считать автомат, да диск, да гранаты, да лопатку, да неприкосновенный запас в мешке, без малого пуд. Симонов, Пехотинцы.
3.
присоединительный. Употребляется для присоединения предложений или отдельных членов предложения, развивающих, дополняющих, поясняющих и т. п. ранее высказанную мысль.
Что за уха! Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она. И. Крылов, Демьянова уха.
Только и слышались, что рассыпчатые голоса жаворонков над отдаленными полями, да в самой роще две-три птички, не торопясь, выводили свои коротенькие коленца. Тургенев, Затишье.
— Деточки мои милые, какие ж вы все молоденькие, да худые, да как же мне вас всех жалко! Гарин-Михайловский, Студенты.
||
при перечислительном присоединении нескольких предложений или членов предложения, развивающих, дополняющих, поясняющих и т. п. ранее высказанную мысль.
[Мельник:] И что их труд? травить лисиц и зайцев, Да пировать, да обижать соседей, Да подговаривать вас, бедных дур. Пушкин, Русалка.
Избери только ночь потемнее, Да отцу дай вина похмельнее, Да повесь, чтобы ведать я мог, На окно полосатый платок. Лермонтов, Соседка.
В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да нежно и печально охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду. А. Н. Толстой, Хромой барин.
||
В сочетании с наречиями: „еще“, „вдобавок“, „притом“ и т. п. сообщает присоединяемому предложению или члену предложения характер добавочного сообщения.
Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить. Лермонтов, Тамань.
Я его любил за его прямой и нелицемерный нрав, да притом он был мне дорог по воспоминаниям, которые он во мне возбуждал. Тургенев, Первая любовь.
[Нина:] Как странно видеть, что известная артистка плачет, да еще по такому пустому поводу! Чехов, Чайка.
||
В сочетании с частицей „и“, стоящей перед словом, на которое падает логическое ударение, усиливает присоединительный характер связи второго предложения с первым.
Анну Павловну так и подмывает уйти. Она не любит празднословия мужа, да ей и некогда. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.
— Ну, и что ж ты, так и видел домового? — Нет, я его не видал, да его и видеть нельзя, — отвечал Ильюша. Тургенев, Бежин луг.
4.
противительный.
Употребляется для присоединения предложений или отдельных членов предложения со значением противопоставления, несоответствия или ограничения предшествующего; близок по значению к союзам: но, однако.
Кто знатен и силен, Да не умен, Так худо, ежели и с добрым сердцем он. И. Крылов, Слон на воеводстве.
[Хлестаков:] Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем. Гоголь, Ревизор.
Они, конечно, не знают меня, да я-то их знаю. Достоевский, Белые ночи.
Надо бы что-нибудь сказать, да слов нет. Горбатов, Большая вода.
||
при противопоставлении главного предложения придаточному или одного из членов предложения другому с уступительным союзом.
Хоть видит око, Да зуб неймет. И. Крылов, Лисица и Виноград.
[Чацкий:] Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде. Грибоедов, Горе от ума.
И будем все, хоть на день, да испанцы. Маяковский, Эй!
||
в сочетании с союзом „зато“ или частицей „все-таки“ для выражения противопоставления с оттенком уступительности.
— Ученый из меня не вышел, да зато я родителей не ослушался, старость их успокоил. Чехов, Степь.
Я ведь и сам знаю, что я немного делаю тем, что переписываю; да все-таки я этим горжусь. Достоевский, Бедные люди.
◊
@ да и… {(союз)}
1) (соединит.) употребляется для соединения однородных членов предложения и целых предложений.
[Атуева:] Приехал [Нелькин]. Что ж, вы думаете? залез в угол да и торчит там, выглядывает оттуда, как зверь какой. Сухово-Кобылин, Свадьба Кречинского;
2) (соединит.) употребляется для указания на неожиданный переход от одного действия к другому, нарушающему или завершающему ход событий.
— Вот пошел он в лес по орехи да и заблудился. Тургенев, Бежин луг.
— Я слушаю да и засну. М. Горький, Коновалов;
3) (присоединит.) употребляется для присоединения предложений или отдельных членов предложения, дополняющих, развивающих, поясняющих и т. п. ранее высказанную мысль, в значении: к тому же, притом.
Что сталось с старухой и с бедным слепым — не знаю. Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру. Лермонтов, Тамань.
— Да-с, — отвечал Иван Иваныч, — прекрасная песенка, да и Юлия Владимировна прекрасно изволят петь. Писемский, Тюфяк.
Наташа говорила шепотом, да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса. Паустовский, Старый челн;
4) (противит.) употребляется для соединения противопоставляемых предложений или отдельных членов предложения.
— Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья. Гоголь, Мертвые души.
@
- да и то
@ да и только
употребляется:
1) для указания постоянства, настойчивости в каком-л. действии или ограничения действия чем-л.
Плачет, да и только;
2) для подтверждения, усиления высказанного суждения.
— Что это за город, эта Венеция — поэзия, да и только! Тургенев, Накануне.
@
- нет-нет да и…