1) Груз. 4-струн. щипковый муз. инструмент. Корпус — клеёный из тутового дерева (составлен из отд. клёпок), грушевидной формы, внизу усечённый. Общая дл. ок. 1000 мм. На верхней деке имеются мелкие резонаторные отверстия. Ч. — бывают с ладами и без ладов. Длинная шейка (из липы) завершается изогнутой головкой с 3 колками, к к-рым крепятся 3 осн. струны из шёлковой нити; 4-я, короткая (т. н. зили; её длина — половина длины др. струн), наматывается на боковой колок, находящийся сбоку у середины шейки. 4-я струна (используется при исполнении аккордов) обычно настраивается октавой выше нижней струны. Строй зависит от лада исполняемого произв., обычно это d1 — g1 — h1 -d2, a также с1 — f1 — g1 — с2 или c1 — e1 — h1 — e2.
Осн. приём игры — бряцание по 3-4 струнам. Ч. — традиционный жен. инструмент, однако ныне на нём играют и мужчины; служит гл. обр. для сопровождения пению и танцам, реже используется и как сольный. Усовершенствованием Ч. в 30-е гг. занимались мастера К. А. Вашакидзе, К. Е. Цанава, С. В. Тамарашвили и др. Семейство Ч. — прима, бас, контрабас, сконструированное Вашакидзе, входило в состав оркестров груз. нар. инструментов. Среди груз. исполнителей на Ч. много виртуозов.
2) Одно из назв. груз. 3-струн. щипкового муз. инструмента — пандури.
Наигрыш на чонгури (воинственный танец хоруми).
Литература: Аракишвили (Аракчиев) Д., Музыкально- этнографические очерки грузинской народной музыки, в кн.: Труды музыкально-этнографической комиссии Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, т. 2, М., 1911, с. 124-25, 137, 155, 170, 190, 198, 200; Ахобадзе В., Грузинские (аджарские) народные песни, Батуми, 1961; Народы Кавказа, т. 2, М., 1962, с. 344; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 127-28; Шилакадзе М., Грузинские народные инструменты и инструментальная музыка, Тб., 1970 (на груз. яз.).
К. А. Росебашвили.