Новая философская энциклопедия
ЧИТ (санскр. cit – мыслить, сознавать) – в индийской философской традиции термин, обозначающий чистое сознание. Термин образован необычным способом, т.к. в роли существительного выступает глагольный корень, лишенный каких-либо именных суффиксов. В адвайта-веданте [АДВАЙТА-ВЕДАНТА] Шанкары [ШАНКАРА]чит обозначает чистое сознание, тождественное Атману [АТМАН]. С одной стороны, это сознание является «самоочевидным» (сваям-сиддха) и «самосветящимся» (сваям-пракаша), это первейшая для каждого реальность, подобная Декартову cogito; реальность его не нуждается в верификации или схватывании каким-либо другим сознанием. По словам Шанкары, «невозможно отрицать Атман, ибо тот, кто [пытается] отрицать, и есть этот Атман» (Комм. на «Брахма-сутры»,I.1.4, а также сходный пассаж там же, II.3.7). В то же время эта основа сознания присутствует во всяком опыте, во всяком восприятии или суждении, а это значит, что, пытаясь составить себе некоторое представление о сознании, мы всякий раз вынуждены использовать ее самое. Получается, что сознание никогда не может обернуться на самое себя, не может сделаться собственным объектом, и о нем ничего нельзя сказать, кроме того, что оно существует (ср. Брихадараньяка-уп., III.4.2: «Не может видящий зреть самого видящего... не может познающий знать познающего»; или у Шанкары в комм. на «Брахма-сутры», III.3.54: «Действие, направленное на свой собственный источник, не может быть [помыслено] непротиворечиво. Ведь и жаркий огонь сам себя не жжет, и искусному актеру самому на свое плечо не взобраться»). В этом и объяснение того, почему в адвайте чистое сознание, а стало быть, и Атман лишены каких бы то ни было свойств (ниргуна) и рассматриваются как нечто принципиально неопределимое. Чистое сознание сближается здесь с представлением о «сакшине» – внутреннем «свидетеле» всех актов восприятия, совершенно отличном от каких бы то ни было ментальных функций.
Н.В.Исаева