(нем. Zink; итал. cornetto — рожок) — старинный дух. мундштучный муз. инструмент. Имел конич. прямой или изогнутый ствол с 7 игровыми отверстиями (6 на лицевой стороне, 1 на тыльной). Звук извлекался при помощи чашеобразного мундштука (из твердых пород дерева или слоновой кости) с узким отверстием (2-3 мм в диаметре). Ц. с прямым стволом (итал. cornetto diritto) обтягивался кожей белого или жёлтого цвета, известен в 2 видах: Ц. с мундштуком, составлявшим с ним одно целое (общая дл. 580-660 мм), отличался нежным звуком и назывался "тихий" Ц. (нем. stiller Zink); Ц. со вставным мундштуком (общая дл. 550-590 мм), звучал светло и ясно. Ц. с изогнутым стволом — более крупный, обтянут кожей чёрного цвета (нем. schwarzer Zink), звучал грубее прямого. Осн. виды инструментов с прямым и кривым стволами имели диапазон а — а2 (или g — g2). Разновидности Ц.: дискантовый (итал. cornettino), звучал квинтой выше осн. вида, имел диапазон е1 — е3 или d1 — d3 (иногда до а3); теноровый (нем. krumm Zink, итал. cornetto torto) с диапазоном d(c) — d2, звучал квинтой ниже осн. вида, имел S-образную форму и один клапан — С; басовый (появился во Франции в 16 в.), получил назв. серпент. Нек-рые учёные (X. Риман) предполагают, что предшественником Ц. был др.-рим. литуус. О существовании в ср. века Ц. свидетельствуют рейнские миниатюры 11 в. В 14 в. Ц. стал одним из наиболее распространённых муз. инструментов; он был самым ранним мундштучным инструментом с диатонич. звукорядом, что позволяло использовать его как мелодич. инструмент. Несмотря на трудность игры на Ц., он широко применялся в 16-17 вв. в светской, церк. и камерной музыке, а также в т. н. башенной музыке. Ц. включили в свои произв. Дж. Габриели, К. Монтеверди (опера "Орфей"), М. А. Чести ("Золотое яблоко"), Г. Шюц (культовые соч.), И. С. Бах (нек-рые церк. кантаты), К. В. Глюк (опера "Орфей", венская ред.; одно из наиболее поздних применений Ц.). В сер. 18 в. Ц. ещё использовался в конц. и бытовой музыке, иногда заменяя скрипку, в дух. ансамблях — дискантовый или альтовый тромбон. Постепенно Ц. выходил из употребления; его вытесняли более совершенные инструменты.
Литература: Левин С., Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973, с. 40, 50, 75, 77, 78; Rraetorius M., Syntagma musicum, Bd 2, 1619, Kassel, 1958; Mersenne M., Harmonie universelle, P., 1636, 1963; Вaines A., Woodwind instruments and their history, N. Y., 1963.
А. A. Розенберг.