(a. bunker; н. Bunker; ф. silo, tremie; и. tolva, carbonera) — сооружение для временного накопления и хранения насыпных грузов. В горн. деле Б. наиболее широко применяются в общей цепи трансп. и технол. машин. Бывают железобетонными (монолитные, сборные, смешанного типа), металлич., комбинированными (напр., железобетонный корпус и металлич. днище и т.п.); в качестве Б. могут также служить горн. выработки.
По назначению Б. подразделяют на технологические, аккумулирующие и сооружения для хранения насыпных грузов. Технологические (усредняющие грузо- поток) Б. имеют минимально необходимую вместимость, достаточную для стабильной (согласно принятой организации) работы трансп. системы независимо от характера изменения грузопотока. Аккумулирующие Б. позволяют обеспечивать независимую работу следующих за ними трансп. звеньев (при временном прекращении подачи материала от предшествующих звеньев) за счёт накопления в Б. нек-рого запаса транспортируемого груза.
По типу установки разделяют Б. стационарные, полустационарные и передвижные. Стационарный (аккумулирующий) Б. в шахте — вертикальная или наклонная горн. выработка у скипового ствола (вместимость до 3000 м3), гезенки или ниж. часть рудоспусков (вместимость до 1000 м). На поверхности стационарные Б. (в зависимости от технол. схемы погрузки в средства внеш. транспорта) бывают приёмными, приёмо-погрузочными (расположены на стыке с предшествующим трансп. звеном, напр. скиповым подъёмом) и погрузочными (установлены на нек-ром удалении, напр. у границы промплощадки). Трансп. связь между приёмными и погрузочными Б. осуществляется, как правило, с помощью ленточных конвейеров. При большой вместимости Б. их разделяют перегородками на ячейки вместимостью до 400 м, каждая из к-рых имеет своё разгрузочное отверстие. Полустационарные и передвижные технологические (усред- няющие) механизир. металлич. Б. устанавливают на почву выработки и на рельсовый путь.
Различают Б. непрерывного действия (при непрерывном выпуске верх. уровень материалов в Б. остаётся неизменным за счёт их новых поступлений) и цикличного (насыпной груз движется периодически при включении разгрузочного механизма). Последние бывают полностью неопорожняемыми (уровень насыпного груза не опускается ниже установленной высоты), полностью опорожняемыми при каждом открывании затвора (дозировочные Б.).
Б. сооружают прямоугольными (с вертикальными стенками, пирамидальные, комбинированные), круглыми (конические, цилиндрические — силосы, цилиндро-конические, параболические), корытообразными (призматические и параболические с боковой или центр. разгрузкой, щелевые). Форма Б. в каждом конкретном случае обеспечивает возможно полное его заполнение и опорожнение. Для облегчения движения груза стенки Б. изнутри делают гладкими. Внутр. поверхности, подвергающиеся ударам и износу от взаимодействия с движущейся массой, покрывают сменной футеровкой из износоустойчивых материалов (металлич. листы толщиной не менее 10 мм, диабазовые блоки и др.).
Для уменьшения измельчения угля и предохранения затворов от разрушения под действием ударных нагрузок в Б. монтируют спец. конструкции для спуска материала. В случае хранения влажных смерзающихся грузов Б. делают утеплёнными и отапливаемыми. Б. загружают через открытый верх или люк, разгружают через отверстия в днище или стенах. При этом различают Б. с центральной, односторонней и двухсторонней разгрузками. Истечение груза через отверстие, как и его перемещение по Б., происходит под действием собств. веса. Угол наклона рёбер выпускной воронки не меньше 50° для хорошо сыпучих углей и руд и не менее 60° для влажных углей и плохо сыпучих руд. Поперечный размер разгрузочного отверстия не менее чем в 3 раза должен превышать макс. крупность кусков. Открывают и закрывают выпускное отверстие Б. спец. затворами и питателями.
По расположению относительно уровня земли Б. подразделяют на подвесные (монтируются на колоннах или перекрытиях зданий) и заглублённые в грунт. Последние в осн. щелевые (вместо отд. отверстий оборудуются двумя продольными щелями, снизу перекрытыми полками, препятствующими самопроизвольному высыпанию груза). Относительно подъездных ж.-д. путей Б. располагаются продольно, поперечно и продольно-поперечно.
Продольное расположение обеспечивает значит. длину фронта погрузочных работ с миним. числом маневровых операций, погрузку одного или двух сортов п. и.
Поперечная схема позволяет одновременно производить погрузку неск. сортов, однако связана со значит. объёмом маневровых работ. Разновидностью Б. являются пересыпные воронки и полубункеры.
Пересыпные воронки отличаются от Б. меньшими размерами и, как правило, отсутствием затворов и питателей. Основное их назначение — концентрирование струи насыпного груза.
Полубункеры имеют небольшие вертикальные размеры (по сравнению с размерами в плане) и несколько заглубляются в почву. Значит. часть груза в них располагается выше кромки сооружения в виде конуса или трапецеидальной призмы.
Разгрузка производится ленточным конвейером, расположенным в траншее под полубункером. Эти сооружения широко применяют на открытых складах угля. На закрытых складах внедряются Б. силосного типа (вместимостью одного силоса до 400 м3, диаметром до 1800 мм); обычно предусматривается установка до 4 Б. такого типа суммарной вместимостью 6000, 9000 и 12 000 м3.
Г. Я. Пейсахович.