Большая советская энциклопедия
I
Бу́нин
Андрей Владимирович [р. 15(28).3.1905, Воронеж], советский историк архитектуры, доктор искусствоведения (1958), профессор Московского архитектурного института (с 1942). Член КПСС с 1958. Исследователь истории отечеств, и зарубежного градостроительства. Награжден 2 орденами, а также медалями.
Соч.: Архитектура городских ансамблей. Ренессанс, М., 1935 (совм. с М. Г. Кругловой); История градостроительного искусства, т. 1, М., 1953; Geschichte des russischen Städtebaues bis zum 19. Jahrhundert, B., 1961.
II
Бу́нин
Иван Алексеевич [10(22).10.1870, Воронеж, — 8.11.1953, Париж], русский писатель. Родился в обедневшей дворянской семье. Детство провёл на хуторе Бутырки Орловской губернии. В молодости работал корректором, статистиком, библиотекарем, газетным репортёром. В печати выступил в 1887. В 1891 в Орле вышел сборник «Стихотворения». Сборники «Под открытым небом» (1898) и получивший Пушкинскую премию «Листопад» (1901) — пример совершенствования стиха в его «старых» классических формах, продолжающих традиции А. А. Фета, Я. П. Полонского, А. К. Толстого. Поэзия Б. — песнь о родине, её «бедных селеньях» и необъятных лесах. В том же тематическом ключе написаны ранние рассказы Б. о голодной, нищей деревне, о полузаброшенных усадьбах. К декабрю 1895 относится знакомство Б. с А. П. Чеховым, к 1899 — с М. Горьким, который привлек Б. к сотрудничеству в издательстве «Знание», содействуя становлению демократических взглядов молодого писателя. В лучших рассказах этой поры — «Антоновские яблоки» (1900), «Сосны» (1901), «Новая дорога» (1901), «Чернозём» (1904) — наряду с обобщёнными раздумьями о судьбе России, ещё ощутима социальная индифферентность Б. Начиная с повести «Деревня» (1910), Б. обращается к широкой общественной тематике. Судьбу России он воспринимает как судьбу крестьянства (рассказы «Древний человек», «Ночной разговор», «Весёлый двор», «Игнат», «Захар Воробьев», «Худая трава»). Не сумев увидеть в деревне ничего нового, Б. своим реалистическим изображением крестьянской жизни после Революции 1905—07 дал, однако, по выражению В. В. Воровского, «... своего рода исследование о причинах памятных неудач» (Литературно-критические статьи, 1956, с. 334). Хроникой вырождения усадебного дворянства явилась повесть «Суходол» (1911).
В 1909 Академия наук избрала Б. почётным академиком.
Б. много путешествовал; итогом его поездок по Востоку был цикл очерков «Храм Солнца» (1907—11). В 1910-е гг. в творчестве Б. возникает новая тематика: удушливый быт мещанства («Хорошая жизнь»), городское дно («Петлистые уши»), проникновение в «тёмные аллеи» человеческой страсти («Сны Чанга»). Проза Б. пронизана враждебным отношением к капиталистической цивилизации («Господин из Сан-Франциско», 1915), колониализму («Братья», 1914). Мастер «малых» форм — повести, рассказа, новеллы, Б. был выдающимся стилистом, создавшим особый «парчовый» (плотный, узорчатый) язык. Живописность и строгость, музыкальность и ритмическая выразительность характерны для бунинской прозы. Среди поэтических переводов Б. — «Песня о Гайавате» (1896, 2 издание 1898) Г. Лонгфелло.
Враждебно встретив Октябрьскую революцию, Б. в 1920 эмигрировал во Францию. Здесь он обратился к интимным, лирическим воспоминаниям молодости. Роман «Жизнь Арсеньева» (отдельное издание 1930, Париж) как бы замкнул цикл художественных автобиографий, связанных с жизнью русского поместного дворянства. Одно из центральных мест в позднем творчестве Б. занимает тема роковой любви-страсти («Митина любовь», 1925; «Дело корнета Елагина», 1927; цикл новелл «Тёмные аллеи», Нью-Йорк, 1943). В эмиграции Б. создал также философско-литературный трактат о Л. Н. Толстом («Освобождение Толстого», Париж, 1937), написал «Воспоминания» (Париж, 1950), в которых содержатся выпады против М. Горького, А. Блока, В. Брюсова, А. Н. Толстого. Автор книг об А. П. Чехове (Нью-Йорк, 1955). В 1933 Б. присуждена Нобелевская премия. Во многом противоречивое творческое наследие Б. обладает большой эстетической и познавательной ценностью. Преемник традиций классической русской литературы, он явился одним из крупных представителей критического реализма в России. Творчество Б. высоко ценится и всесторонне изучается в СССР. Сочинения его широко издаются.
Соч.: Под открытым небом. Стихотворения, М.. 1898: Собр. соч., т. 1—5, СПБ. 1902—09; Полн. собр. соч., т. 1—6, П., 1915; Собр. соч., т. 1—12, [Берлин], 1934—39; Темные аллеи. 2 изд., Париж, 1946; Весной в Иудее. Роза Иерихона, Нью-Йорк, 1953; Собр. соч., т. 1—5, М., 1956; Повести. Рассказы. Воспоминания. [Вступ. ст. К. Паустовского], М., 1961; Собр. соч., т. 1—9. [Вступ. ст. А. Твардовского], М., 1965—67.
Лит.: Боровский В. В., Бунин, в его кн.: Литературно-критические статьи, М., 1956; Айхенвальд Ю. Н., Силуэты русских писателей, в. 3, 3 изд., М., 1917; Батюшков Ф. Д., И. А. Бунин, в кн.:. Русская литература XX века. 1890—1910. под ред. С. А. Венгерова, [кн. 7], М., [б. г.]; Горбов Д., У нас и за рубежом, [М.], 1928; Муромцева-Бунина В. Н., Жизнь Бунина. 1870—1906, Париж, 1958; Никулин Л. В., Чехов. Бунин. Куприн. Литературные портреты, М., 1960; Стерлина И. Д., Иван Алексеевич Бунин, Липецк, 1960: Афанасьев В. Н., И. А. Бунин. Очерк творчества, М., 1966; Михайлов О. Н., Иван Алексеевич Бунин. Очерки творчества, М., 1967; Бабореко А. К., И. А. Бунин. Материалы для биографии (с 1870 по 1917), М., 1967; Волков А., Проза Ивана Бунина, М., 1969.
О. Н. Михайлов.
И. А. Бунин. «Полевые цветы» (Москва, 1901). Илл. М. Демьянова.
III
Бу́нин
Леонтий, русский гравёр конца 17 — начале 18 вв. Работал в Оружейной палате в Москве. Основная работа — 43 листа букваря Кариона Истомина, гравированные резцом на меди (1692—94). На каждом листе букваря, созданного для Алексея, сына Петра I, — буква, составленная из человеческих фигур, предметы, названия которых начинаются с этой буквы, а также её славянское, греческое и латинское написания.
Лит.: Сидоров А. А., Древнерусская книжная гравюра, М., 1951.
Леонтий Бунин. Страница из букваря, составленного Карионом Истоминым. Резцовая гравюра на меди. 1692—94.