(Buenos Aires) — столица Аргентины. 3,5 млн. жителей (1969; Большой Б.-A. — 7,6 млн. жителей). Муз. жизнь Б.-А. начала развиваться в кон. 18 в. (концерты в аристократич. салонах, гастроли итал. оперных трупп). В 1820 актёр X. Касакуберта, танцовщики А. Кампомане и Ф. Кихано составили балетную труппу, выступившую с нац. танцами. В 1825 дирижёр Масони сформировал оперную труппу, исполнявшую преим. итал. репертуар, а также оперы В. А. Моцарта, Й. Гайдна, испан. сарсуэлы и нар. комедии с музыкой. Деятельность т-ров не была регулярной. В 1830-48 оперы шли в конц. исполнении, с 1848 — в т-ре "Виктория" (преим. силами гастролёров). В 1821 X. А. Пикацарри основал Филармонич. об-во, устраивавшее камерные концерты и выступления гастролёров. В 1822 была создана (X. П. Эснаолой и В. Рабальо) Академия музыки — первое муз. уч. заведение Аргентины.
Со 2-й пол. 19 в. наблюдается оживление муз. жизни города. В 1857 был открыт т-р "Колон", в к-ром регулярно шли оперные спектакли (закрыт в 1888). С 1872 развитие оперного иск-ва определял т-р "Опера", где гастролировали лучшие певцы мира (существовал до 1925). С кон. 19 в. в Б.-А. работали крупные аргент. композиторы, в т.ч. Ф. Аргреавес, А. Берутти, Ф. Боэро. В 1893 по инициативе прогрессивных музыкантов во главе с А. Вильямсом осн. первая в Аргентине консерватория. В 1908 открылся новый т-р "Колон", где ставились нац. произв., выступали мировые знаменитости (в 1925 в т-ре сформирована нац. балетная труппа).
В сер. 20 в., особенно после 2-й мировой войны 1939-1945, Б.-А. превратился в крупнейший центр муз. культуры Юж. Америки. Этому способствовала иммиграция в Аргентину видных европ. музыкантов. Ведущее положение в театр. жизни принадлежит находящемуся в ведении гор. властей т-ру "Колон", к-рый имеет свой оркестр, хор и кордебалет, но в качестве солистов приглашает гл. обр. иностр. гастролёров; в 50-60-е гг. появились первые нац. кадры певцов. В Б.-А. работает также частный Театр камерной оперы (не имеет постоянного помещения). Концерты ведущих коллективов и солистов проходят в т-ре "Колон", а также в залах многочисл. т-ров, кинотеатров (в тёплые месяцы — на открытых площадках). В 60-х гг. были построены Муниципальный т-р "Сан-Мартин" с 3 залами и частный т-р "Колисео". В Б.-А. — 4 проф. оркестра: оркестр т-ра "Колон" (выступает с симф. концертами с 1925), Муниципальный симф. оркестр, ныне Филармонический (осн. 1946, выступает преим. с иностр. гастролёрами), Нац. симф. оркестр (осн. 1949, долгое время возглавлялся X. X. Кастро), симф. оркестр Нац. радио (осн. 1950). Кроме того, существуют частные орк. коллективы. Конц. жизнью города руководят муз. об-ва: Вагнеровская ассоциация (осн. 1922, в её ведении — собств. хор, солисты и камерные ансамбли), ассоциация "Друзья музыки" (осн. 1946), организующая симф. концерты; ассоциация "Аргентинский Моцартеум" (осн. 1950), пропагандирующая гл. обр. музыку 18 в. и дающая спец. циклы концертов в залах музеев, церквах и по телевидению; Ассоциация камерных концертов (осн. 1952), выступающая поборником аргент. музыки; аргент. секция об-ва "Музыкальная молодёжь".
Б.-А. — крупнейший в Юж. Америке центр муз. образования. Здесь работают Нац. консерватория имени К. Л. Бучардо (осн. 1924), Муниципальная консерватория им. М. де Фальи. Науч.-исследовательскую работу ведут: кафедра истории музыки Нац. ун-та, Ин-т духовной музыки Католич. ун-та, Ин-т музыковедения. В 1965 создан Латиноамер. центр муз. исследований при Ин-те Т. Ди Телья (под рук. А. Хинастеры). Существует ряд частных консерваторий и муз. школ. Муз.- просветительской деятельностью занимается также Коллегиум музикум Буэнос-Айрес, обладающий собств. исполнительскими коллективами; при нём функционируют уч. курсы по разл. муз. дисциплинам, регулярно организуются лекции. В Б.-А. находятся проф. объединения музыкантов Аргентины: Аргент. об-во авторов и композиторов (создано в 1915 под назв. "Нац. об-во композиторов"), Аргент. об-во по муз. воспитанию, "Группа новой музыки", "Молодые композиторы Аргентины". Выходят журн. "Buenos Aires Musical" (с 1957), "Munda Musicale" (с 1938).
Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек.