(a. paving block, paving stone, stone block; н. Pflasterstein; ф. pave; и. adoquin) — дорожно-строит. изделие в виде брусков из изверженных (гранитов, базальтов и др.), а также расплавленных г. п. и литого шлака; используют для покрытий автомоб. дорог, мощения улиц и площадей (напр., Красной площади в Москве). Применение Б. известно издавна. Так, при раскопках скифских поселений (6-7 вв. до н.э.) обнаружены остатки улиц, вымощенных Б.
Б. подразделяется на высокую (выс. 160 мм), среднюю (130 мм) и низкую (100 мм). Высокая и средняя Б. предназначена для укладки на песчаные грунты, низкая — на бетонное или др. виды прочных оснований. Предел прочности на сжатие для Б. из изверженных пород не ниже 100 МПа, для Б. из литого шлака и расплавленных пород не меньше 120 МПа. Морозостойкость (в циклах попеременного замораживания и оттаивания) — 100. Б. должна иметь форму усечённой пирамиды с параллельными прямоугольными основаниями. При механизир. произ-ве допускается выпуск Б. в виде прямоугольного параллелепипеда.
Б изготавливают колкой заготовок на камнеколочных станках с последующей обработкой лицевой грани и краёв ударным инструментом. В СССР размеры верх. грани Б.: дл. 200 и 250, шир. 100 и 125 мм. Одна из разновидностей Б. — шашка, по форме приближающаяся к кубу со стороной 70-110 мм.
Ю. И. Сычёв.