Большая советская энциклопедия
I
(Braque)
Жорж (13.5.1882, Аржантёй, — 31.8.1963, Париж), французский художник. Учился в школах изящных искусств в Гавре и Париже. С 1905 писал пейзажи в духе Фовизма, в 1908 обращение к опыту П. Сезанна делает его наряду с П. Пикассо основателем кубизма. В почти монохромных кубистических композициях («Женщина с гитарой», 1913, Музей современного искусства, Париж) Б. стремится к абстрагированию форм и к разнообразию фактуры: включает в картины куски бумаги, дерева, примешивает песок. После 1917 Б. постепенно отходит от кубизма, пишет более разнообразные по цвету плоскостные полотна (натюрморты, пейзажи, картины с человеческими фигурами), где линия обретает почти орнаментальную выразительность и гибкость. Б. работал также как график, скульптор и театральный художник.
Лит.: Hauert R., Verdet А., Georges Braque, Gen., 1956.
Ж. Брак. «Натюрморт с музыкальными инструментами». 1908.
II
исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. От характера брачных отношений в значительной мере зависит рост населения, физическое и духовное состояние новых поколений. В Б. упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой.
Социальная сущность Б. определяется в конечном счёте господствующими общественными отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя Б., общество берёт на себя определенные задачи по его охране и налагает на людей, вступивших в Б., ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи. «Если бы брак не был основой семьи, — писал К. Маркс, — то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 162).
Как социальное отношение, Б. имеет преимущественно нравственную природу, поскольку мужчина и женщина выступают в нём как личности (См. Личность). В числе нравственных ценностей, имеющих особенно большое значение для стабильности Б., — индивидуальная половая любовь, супружеский и родительский долг, взаимное уважение и помощь.
Относительно первоначальных форм Б. высказываются различные гипотезы. Большинство советских учёных считает, что первоначально, в эпоху «первобытного человеческого стада» (См. Первобытное человеческое стадо), Б. отсутствовал. Господствовали отношения т. н. Промискуитета, при которых каждая женщина данного стада могла вступить в половые отношения со всеми мужчинами, а каждый мужчина — со всеми женщинами. В среднем или верхнем палеолите, с возникновением родового строя, появляются Экзогамия и Групповой брак, при котором все мужчины одной группы имели право на половые отношения со всеми женщинами другой группы. Эпизодическое сожительство отдельными парами с развитием родового строя привело к возникновению парного брака (См. Парный брак), объединявшего уже только одну супружескую пару. Возможно, супруги продолжали жить каждый в своей родовой группе (Дислокальный брак), позднее муж стал переходить на жительство в род жены (Матрилокальный брак), а затем — жена в род мужа (Патрилокальный брак), личное имущество супругов оставалось раздельным. Б. был непрочным и легко расторжимым: широко сохранялись пережитки группового Б. (см. Сорорат, Полигамия). В развитом неолите и позже, в эпоху металлов, в процессе распада родового строя возникла патриархальная семья, а с нею моногамный (единобрачный) Б., призванный прочно соединить супругов между собой и с их потомством и тем самым обеспечить целостность семьи, впервые ставшей экономической ячейкой общества. Жена вместе с детьми подпала под власть мужа. Получили широкое распространение покупка и Умыкание невест, Левират, обменный и Ортокузенный брак. Своё дальнейшее законченное выражение моногамный Б. нашёл в моногамной, или малой, семье, возникшей на заключительном этапе распада первобытнообщинного строя. Процесс развития моногамного Б. был ускорен с возникновением частной собственности, породившем собственническую форму моногамии. Её наиболее характерные признаки: приоритет утилитарных соображений (накопление собственности и передача её по наследству) над всеми другими (психологическими, нравственными, эстетическими); порабощённость женщин: принудительность супружеской верности.
В антагонистических классовых формациях моногамный Б. приобретает ряд специфичных для данной формации социально-правовых черт. Так, в рабовладельческом обществе Б. признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались просто как сожительство. В раннем европейском средневековье был установлен обязательный для всех церковный Б., однако крепостные могли вступать в Б. лишь с согласия феодала. Распространение при капитализме трудовой деятельности женщин, падение престижа и влияния религии, демократизация брачносемейного законодательства и половой морали привели, с одной стороны, к дезорганизации и кризису «классического» собственнического Б. (рост числа разводов и «дезертирств»), с другой — к развитию новой формы брачных отношений, основывающихся преимущественно на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся относительным равноправием супругов.
Социалистические преобразования общества, обеспечивая равноправие женщин с мужчинами, способствуя распространению в массах коммунистической морали, ведут к нравственному обогащению отношений между полами. Б. в условиях социализма представляет собой добровольный, равноправный, свободный от утилитарных расчётов и вмешательства третьих лиц союз мужчины и женщины, целью которого является обеспечение их права на супружество, материнство и отцовство. Правовое и нравственное регулирование брачных отношений не противоречит свободе Б. и направлено в первую очередь на защиту его от пережитков старой, собственнической морали. См. также Семья.
А. Г. Харчев, А. И. Першиц.
Правовое регулирование. Б. влечёт установление особых правовых отношений между супругами, а затем — между супругами и детьми и другими членами семьи. В СССР юридические последствия вызывает лишь Б., зарегистрированный в установленном порядке. Б., не оформленный надлежащим образом, не порождает между мужчиной и женщиной прав и обязанностей супругов. Регистрацию Б. производят органы записи актов гражданского состояния (См. Акты гражданского состояния) (загсы) или сельские (поселковые) Советы, выполняющие функции загсов. Религиозный обряд Б. не имеет правового значения. Это правило не относится к совершенным до образования или восстановления советских органов загса религиозным обрядам и полученным в их удостоверение документам о заключении брака (ст. 6 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969). В СССР все вопросы, связанные с режимом Б., регулируются Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 («Ведомости Верховного Совета СССР», 1968, № 27, ст. 241), республиканскими кодексами о браке и семье (КОБИС) и другими законодательными актами союзных республик. Заключение Б. допускается лишь при взаимном согласии мужчины и женщины, что исключает какое-либо давление на лиц, вступающих в Б., а также возможность заключения Б. при помощи обмана. Нарушение этого принципа означает несоответствие волеизъявления лица, вступающего в Б., его действительной воле, поэтому Б. считается противозаконным и признаётся недействительным. Не может быть также зарегистрирован Б. между лицами, из которых хотя бы одно было признано недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия. Для заключения Б. необходимо достижение супругами определённого, т. н. брачного возраста, который в СССР составляет 18 лет. Законодательством союзных республик этот возраст может быть снижен, но не более чем на 2 года. Регистрация Б. в возрасте до 18 лет допускается кодексами союзных республик в отдельных случаях, как исключение.
Заключение Б. возможно при условии, если лицо не состоит одновременно в другом зарегистрированном Б. В тех союзных республиках, где двоеженство (См. Двоежёнство) (или многоженство) является пережитком старых обычаев, оно признаётся преступлением и преследуется в уголовном порядке. Не допускаются Б. между родственниками: по прямой линии — независимо от степени родства, а по боковой — линии — между братьями и сестрами полнородными и неполнородными (см. Родство), а также между усыновителями и усыновленными. Важнейший принцип советского законодательства о Б. и семье — полное равноправие мужчины и женщины. На возможность вступления в Б. и характер брачных отношений не оказывает также никакого влияния национальный или расовый признак, вероисповедание. Для оформления Б. не требуется чьего-либо разрешения. Процесс заключения Б. включает две стадии: подача заявления о регистрации и сама регистрация Б. (зарегистрированным Б. считается с момента выдачи свидетельства о Б.). Прекращение Б. допускается по основаниям, установленным законом (см. Расторжение брака).
В законодательстве других социалистических стран правовая регламентация Б. основывается на принципах, аналогичных принципам советского права.
В законодательстве буржуазных государств Б., как правило, гражданско-правовая сделка. Соответственно порядок оформления Б. устанавливается не семейным, а гражданским законодательством, весьма архаичным. Так, в ФРГ до сих пор действует Германское гражданское уложение 1896 (с незначительными изменениями), во Франции — Гражданский кодекс 1804 (с поправками 1965) и т.п. Характерной чертой законодательства большинства буржуазных государств является неравноправное положение женщины в семье, её имущественное неравенство, умаление её родительских прав. Брачный возраст в большинстве стран ниже для женщины: во Франции — 15 лет (для мужчин 18 лет), в Италии — соответственно 14 и 16 лет, в ФРГ 16 и 21, в США (в различных штатах) 14—18 и 15—21. В Великобритании брачный возраст для мужчины и для женщины составляет 16 лет. Очень большое значение при заключении Б. имеет решение вопроса о режиме имущества будущих супругов (см. Брачный контракт). В дореволюционной России запрещались Б. после 80 (а по церковным предписаниям — после 60 лет), в США в 31 штате законодательством запрещены Б. между белыми и неграми. В ряде мусульманских стран (например, в Саудовской Аравии, Йеменской Арабской Республике) законодательством допускается многоженство. Во многих странах в вопросах Б. и семьи сильно влияние церкви (особенно католической).
В отдельных странах (например, в Иране, Японии) законодательство признаёт юридическую силу за т. н. временными Б., продолжительность которых определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком Б. По истечении срока, на который он был заключён, Б. и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися.
Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., О значении воинствующего материализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 31 —33; его же, [Письма] И, Ф. Арманд от 23 мая 1914, 4 января 1915 и 24 января 1915, там же, т. 48 и 49; Вольфсон С. Я., Социология брака и семьи, Минск, 1929: его же, Семья и брак в их историческом развитии, М., 1937; Свердлов Г. М., Брак и развод, М.— Л., 1949; Харчев А. Г., Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования, М., 1964; Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, 2 изд., М., 1957; Goode W. J., World revolution and family patterns. Chi.. 1963; Aldous J., Hill R., International biblioraphy of research in marriage and the family. 1900—1964, [Minneapolis, 1967].