Новая философская энциклопедия
БХАВА (санскр. bhāva, от корня bhū – быть, становиться) – 1. Понятие индийской философии с широким спектром значений – «становление», «действие», «состояние», «существование», «бытие» в противоположность «небытию» (абхава [АБХАВА]).Анализ языка вывел грамматистов к проблемам понимания бытия гораздо раньше, чем к этому пришли философы. В «Нирукте» («Этимологии») Яски (5 в. до н.э.) противопоставляются бхава и саттва (sattva) как значения соответственно глаголов и имен, где первое выражает «становление», «процесс», «бытие в ходе его реализации», «некое длящееся или постоянно воспроизводящееся состояние», а второе – «свершенное бытие», «сущее», «законченную вещь».
Значительное влияние на лингво-философскую традицию оказала концепция шести модификаций (vikāra) бхавы некоего Варшьяяни, цитируемого Яской: «рождение», «существование», «изменение», «рост», «деградация», «разрушение». Последующие грамматисты и философы по-разному понимали соотношение бхавы и модификаций. Согласно одним, бхава есть процесс, а модификации – разные его формы, согласно другим, модификации бхавы суть разные состояния одного и того же неизменного, статичного бытия. Третьи сводили шесть модификаций к двум – становлению и разрушению, или свертыванию и развертыванию (санкхья), четвертые считали их иллюзорными (адвайта).
Динамический аспект бхавы подчеркнут не только в грамматике, но и в буддизме, где это изменчивый и зависимый элемент бытия, синоним дхармы [ДХАРМА](в этом смысле бхаву переводят как «феномен»), содержащий, однако, некую собственную летучую сущность, отсюда его употребление в смысле «собственной природы» (свабхава). Ни буддисты, ни грамматисты не проводят разграничения между бытием вещей и процессов и бытием как таковым. Концепция абсолютного бытия (cam) формулируется в школах монистического толка (адвайта). В вайшешике и ньяе бхава (синоним сатта [САТТА]) выступает как свойство «быть», «существовать», которое охватывает все категории наличных вещей.
В.Г.Лысенко
2. В санкхье термин «бхавы» маркирует две классификации диспозиций сознания. Первая включает, по «Санкхья-карике», 8 пар: знание – незнание, добродетель – не добродетель, индифферентность – страстность, «сверхспособности» – бессилие, локализуемые в буддхи [БУДДХИ](ст. 23). Другая классификация обобщает 50 бхав (ст. 46): 5 разновидностей заблуждения (випарьяя), 28 неспособностей (ашакти), 9 удовлетворенностей достигнутым (тушти) и 8 достижений (сиддхи). Неспособности складываются из дефектов 11 индрий (включая манас) и 17 аберраций способности суждения, а все четыре класса вместе именуются «ментальным миропроявлением» (пратьяя-сарга). Многообразие бхав обусловливается порциями гун [ГУН].Бхавы неотделимы от тонкого тела (сукшма-шарира [СУКШМА-ШАРИРА]) и преобладание в менталитете индивида тех или иных бхав определяет дальнейшее продвижение индивида (вверх или вниз) по лестнице перевоплощений. Лишь одна из них – знание (соответствующее и «достижениям») – ведет к «освобождению» (ст. 53).
В.К.Шохин
3. Психические состояния. Впервые упоминаются в Натьяшастре («Наука театра», компендиум, сформировавшийся ко 2–3 вв. н.э.), где имеют статус основополагающего понятия в концепции расы [РАСА](Натьяшастра, гл. 6–7). В трактате описываются 49 разновидностей бхав: 33 из них носят название вьябхичари (vyabhicāri) и интерпретируются как преходящие или неустойчивые психологические состояния. Их примерами служат слабость (gl āni), опасение (љan̄k ā), стыд (vrid ā), безразличие (nirveda), опьянение (mada), зависть (asuy ā), радость (harṣa) и т.д. Следующие восемь именуются саттвика (ṣ āttvika). К ним относятся оцепенение (stambha), слезы (aљru), поднятие волосков на теле (romaсca), изменение цвета лица (vaivarṇya), изменение голоса (svaras āda), обморок (pralaya), появление пота (sveda) и дрожь (vepathu). Наиболее важными считаются еще восемь разновидностей бхав, т.н. стхайи (sth āyi), которые рассматриваются как постоянные или устойчивые психологические состояния, непосредственно связанные с расами и при определенных условиях в них переходящие. Это стхайи-бхавы наслаждения (rati), смеха (hasa), скорби (љoka), гнева (krodha), мужества (utsaha), страха (bhaya), отвращения (jugups ā) и удивления (vismaya).
H.P.Лидова