Новая философская энциклопедия
БЕРЛИН (Berlin) Исайя, также Исайя Менделевич (6 июня 1909, Рига – 5 ноября 1997, Оксфорд) – британский философ, теоретик либерализма, историк идей. Родился в еврейской семье; в 1920 вместе с семьей эмигрировал в Великобританию. Окончил школу св. Павла, затем учился в колледже Тела Христова Оксфордского университета. В 1935 получил степень магистра. Впоследствии работал в Оксфордском университете: читал лекции по философии в Новом колледже (1932–38), где стал научным сотрудником (1938–50). Преподавал в колледже Всех Душ (1950–66). Первый президент колледжа Волфсона (1966–75), с 1975 – профессор колледжа Всех Душ. В 1942–46 служил в министерстве иностранных дел, работал в британском посольстве в Вашингтоне. Вскоре после 2-й мировой войны в течение нескольких месяцев служил в посольстве Великобритании в Москве; в этот период познакомился с А.А.Ахматовой и Б.Л.Пастернаком, о которых оставил воспоминания. В конце 1940-х гг. утратил интерес к аналитической философии (которой занимался в 1930-х гг.). В 1950-х гг. выступал с лекциями в ряде американских университетов. В 1957 был удостоен рыцарского звания. Основные темы исследований Берлина – история русской интеллигенции, биография Маркса, история Просвещения, философия истории, романтизм, национализм, сионизм, политическая философия, роль личности и идей в историческом процессе, политический плюрализм, проблема гражданской свободы и свободы воли. Большинство публикаций Берлина – очерки и тексты лекций. Наибольшую известность получила концепция свободы, изложенная в его лекции «Две концепции свободы» (1958). Берлин проводит различие между «негативной» и «позитивной» свободой: первая – имеющаяся у индивида свобода распоряжаться собственной жизнью при гарантированном невмешательстве других субъектов (личностей или групп личностей), свобода следовать собственному выбору; вторая – свобода, рамки которой устанавливает государство во имя большей свободы для всех своих граждан. Берлин полагал, что рамки свободы такого рода должно устанавливать демократическое государство. В справедливо устроенном обществе должна быть гарантирована свобода обоих типов, и никакое решение основных общественных проблем не должно рассматриваться как единственное и окончательное.
Сочинения:
1. Karl Marx: His Life and Environment. L. etc., 1939 (4-е изд., 1978);
2. The Hedgehog and the Fox: An Essay on Tolstoy’s View of History. L., 1953;
3. Historical Inevitability, Auguste Comte Memorial Trust Lecture N 1. L., 1954;
4. The Age of Enlightenment: The Eighteenth-Century Philosophers. Boston, 1956;
5. Two Concepts of Liberty. Inaugural Lecture as Chichele Professor of Social and Political Theory. Oxf., 1958;
6. Four Essays on Liberty. L. etc., 1969;
7. Vico and Herder: Two Studies in the History of Ideas. N.Y., 1976;
8. Russian Thinkers. N.Y., 1978;
9. Concepts and Categories: Philosophical Essays. L., 1978;
10. Against the Current: Essays in the History of Ideas. L., 1979;
11. Personal Impressions. L., 1980;
12. The Crooked Timber of Humanity: Chapters in the History of Ideas. L., 1990;
13. The Sense of Reality: Studies in Ideas and their History. L., 1996;
14. Две концепции свободы (фрагменты в пер. Л.Б.Макеевой). – В кн.: Современный либерализм: Ролз, Дворкин, Берлин и др. М., 1998.
И.В.Борисова