Советская историческая энциклопедия
Виссарион Григорьевич (1 (13). VI, по новым данным — 30.V(11.VI). 1811 — 26.V(7.VI).1848) — русский лит. критик, философ, публицист, революц. демократ. Род. в Свеаборге в семье флотского лекаря; учился в уездном уч-ще в Чембаре (1822-24; ныне г. Белинский), затем в Пензенской гимназии (1825-28); в 1829-32 — на словесном отделении Моск. ун-та. В 1830 Б. входил в университетский кружок (т. н. "Литературное общество 11 нумера"), затем (с осени 1833) — в кружок Н. В. Станкевича. Первое лит. произв. Б. — драма "Дмитрий Калинин", написана под влиянием "Путешествия из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева. В 1832 Б. был исключен из ун-та, в качестве повода была использована неудача (из-за болезни) с экзаменами. В 1833-36 Б. вел отдел лит. критики в журн. "Телескоп" и лит. приложении к нему — "Молве", в 1838-39 — в журн. "Моск. наблюдатель", в 1839-46 — в "Отечественных записках" и в 1847-48 — в "Современнике".
=====
Мировоззрение Б. в 30-е гг. прошло сложный путь развития. С нач. 30-х гг. Б. были свойственны просветительские взгляды, сложившиеся под влиянием Радищева, декабристов, франц. и нем. просветителей. Поиски цельной филос. теории привели Б. в сер. 30-х гг. к усвоению идей классич. нем. философии, особенно Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. С позиций объективного идеализма Б. рассматривал мир, человеч. общество и сознание как воплощение абсолютной идеи. В то же время Б. — диалектик, считающий закономерным безграничное развитие природы и общества, прогресс культуры и просвещения. Идеалистические взгляды приводят Б. осенью 1837 к "примирению с действительностью", к-рое нашло свое отражение в статьях "Бородинская годовщина" (1839), "Менцель, критик Гёте" (1840), "Горе от ума" (1840) и др. Эти произв. вызвали осуждение А. И. Герцена и Т. Н. Грановского. В кон. 1839 — нач. 1840 под влиянием усилившейся клас. борьбы в России и революц. событий на Западе Б. порывает с "примирительными" тенденциями и обращается к утопич. социализму и революц. демократизму. В филос. воззрениях Б. 40-х гг. можно выделить два этапа: 1841-44 — развитие мировоззрения Б. в сторону материализма, диалектич., не свободный еще от влияния идеалистич. философии, взгляд на мир; 1844-48 — твердая материалистич. позиция в философии и эстетике и дальнейшее развитие диалектич. взглядов. В этот период Б. считал человека активной силой, способной изменять явления природы и обществ. жизни, осуждал метафизич. подход к явлениям. В. разрабатывал и новые положения материалистич. эстетики: о единстве содержания и формы в иск-ве, в к-ром ведущую роль играет содержание, о художеств. образе как средстве познания действительности, о художеств. правде, достигаемой путем типизации явлений действительности. В лит.-критич. соч., особенно в годичных обзорах рус. лит-ры за 1846 и 1847, статьях о А. С. Пушкине, М. Ю. Лермонтове, в письме Н. В. Гоголю (3 июля 1847) Б. обосновал принципы новой, революц.-демократич. эстетики — реализм, идейность, народность.
=====
Определяя ист. место Б. в развитии революц. движения в России, В. И. Ленин писал: "Предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении был еще при крепостном праве В. Г. Белинский" (Соч., т. 20, с. 223). Являясь наряду с А. И. Герценом основоположником идеологии разночинцев, Б. выражал интересы крест. масс в обществ. борьбе 40-х гг. (см. Западники и Славянофилы), выступал их идеологом.
=====
Исторические взгляды. Не занимаясь специально ист. исследованиями, Б., по словам Г. В. Плеханова, обладал "чутьем гениального социолога". Взгляды Б. на развитие человеческого общества имели идеалистич. характер. Он рассматривал идеи в качестве осн. источника ист. прогресса, но в его ист. взглядах содержались материалистич. элементы. Б. признавал роль материальных потребностей людей в обществ. развитии, указывал на зависимость взглядов и нравов людей от окружающей обществ. среды. Одно из центр. мест в социологич. воззрениях Б. занимает идея ист. закономерности. По мнению Б., смена ист. эпох и выдающиеся события истории не происходят по произволу правителей, не представляют собой случайности, но совершаются закономерно, в силу ист. необходимости. К числу материалистич. догадок Б. относится также признание им решающей роли народа в истории. Б. полагал, что распространение среди народа передовых идей приблизит революцию, призванную обеспечить утверждение социалистич. отношений. Он считал, что борьба противоположных сил (классов, сословий) движет развитие человеческого общества, однако не видел, что в основе жизни и борьбы масс лежит материальное производство, развивающееся по определенным ист. законам.
=====
В произв. Б. содержится оценка важнейших этапов истории человечества, причем наибольшее внимание уделяется переломным и революц. периодам в истории того или иного народа. В рецензиях на книги Ф. Лоренца "Руководство к всеобщей истории" (1842) и С. Смарагдова "Руководство к познанию новой истории для средних уч. заведений" (1844) Б. останавливался гл. обр. на крушении Рим. империи, периоде ср. веков, подчеркивая засилье католич. церкви и преследование передовой мысли в Зап. Европе. Большое внимание уделял Б. франц. бурж. революции конца 18 в. Особенно интересовала его деятельность Марата, Робеспьера, Сен-Жюста. Б. осуждал захватнич. войны Наполеона I, считая справедливой борьбу угнетенных народов за нац. независимость (рец. 1845 на кн. Тьера "История консульства и империи"). Он дал глубокую оценку революц. событиям во Франции в 1830 (рец. 1844 на роман Э. Сю "Парижские тайны") и приветствовал начало революции 1848 в Зап. Европе.
=====
Наибольшее внимание Б. уделял истории России. В середине 30-х гг. взгляды Б. на русский историч. процесс в значит. мере формировались под воздействием Н. А. Полевого и М. Т. Каченовского. Ист. концепции Б. в эти годы были свойственны монархич. иллюзии, к-рые были преодолены к концу его "примирения с действительностью". Но как в период "примирения", так и впоследствии характерной чертой взглядов Б. был его ист. оптимизм, вера в рус. народ. Уже с 1838 Б. выступал против пессимистич. концепции П. Я. Чаадаева. К 40-м гг., утвердившись в демократич. воззрениях, Б. в рецензиях на ист. труды ("Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России" И. Голикова (1841), "История Петра Великого" В. Бергмана (1841), "История Малороссии" Н. Маркевича (1843)), в лит.-критич. работах ("Литературные мечтания" (1834), цикл ст. "Сочинения Александра Пушкина" (1843-46) и др.), в годичных обзорах рус. лит-ры связал освещение рус. истории с политич. задачами рус. демократии. Б. работал над проблемами рус. истории тогда, когда источники ее не были еще достаточно изучены, а ист. науку в России представляли лишь дворянские и бурж. историки. В этих условиях Б. выступил против монархич. концепции Н. M. Карамзина, против ист. теорий славянофилов, а также против идеализации капиталистич. пути развития со стороны либеральной части западников (В. П. Боткин, П. В. Анненков и др.). Он был противником норманской теории. Междоусобные войны периода феод. раздробленности он называл "бессмысленными" и видел в них осн. причину ослабления сил рус. народа, облегчившую установление татаро-монг. ига. Образование рус. централизов. гос-ва Б. рассматривал как прогрессивный ист. процесс. В отличие от М. M. Щербатова, H. M. Карамзина, К. С. Аксакова и др., Б. указывал на положит. значение борьбы Ивана IV с децентрализаторскими стремлениями реакц. боярства и в то же время критиковал его за жестокость. Много внимания уделил Б. освещению ист. предпосылок, содержанию и прогрессивному значению реформ Петра I. В борьбе со славянофилами Б. доказывал, что преобразования Петра I были вызваны ист. потребностями рус. жизни. Он указал на пробуждение "духа реформ" еще во 2-й пол. 17 в. Б. считал, что реформы Петра способствовали усилению воен. могущества страны, прочно обеспечили нац. независимость, содействовали развитию рус. культуры. В 30-х — нач. 40-х гг. Б. была свойственна идеализация петровских преобразований. Но по мере идейного размежевания с либералами-западниками, ожидавшими новых реформ "сверху", осуществленных по образцу реформ Петра I, Б. стал признавать социальную и ист. ограниченность петровских преобразований. Свои новые взгляды по этому вопросу Б. выразил в статье "Взгляд на русскую литературу 1846 г." (1847).
=====
В "послепетровском периоде" рус. истории Б. выделял Отечеств. войну 1812, подчеркивал ее народный и освободит. характер, ее влияние на дальнейшую историю России, в частности на развитие рус. освободит. движения. Много занимался Б. вопросами истории рус. культуры 18-19 вв., видя в ней область духовной деятельности народа и потому — важную сторону рус. ист. процесса. Как лит. критик Б. особенно много сделал для изучения истории рус. лит-ры, раскрыв связь ее с нар. творчеством и передовыми освободит. идеями. Рассматривая важнейшие вопросы рус. и всеобщей истории, Б., в противоположность современным ему историкам в России (К. Д. Кавелину, С. М. Соловьеву, Б. Н. Чичерину и др.) и на Западе (Ф. Гизо, Ф. Минье, О. Тьерри), уделял основное внимание не политич. истории гос-ва, а истории народа.
=====
Ист. взгляды Б. не получили своего освещения в дореволюц. историографии, но в целом о его идейном наследстве писали представители различных политич. течений. Славянофилы (И. В. Киреевский, К. С. Аксаков и др.) враждебно полемизировали с ним, нередко искажая его взгляды; западники-либералы (К. Д. Кавелин, П. В. Анненков и др.) пытались представить Б. своим единомышленником. Рус. революционеры-демократы (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др.), отстаивая и развивая идеи Б., стремились показать его действит. роль в истории рус. мысли. Н. К. Михайловский не понимал революц. характера воззрений и деятельности Б. и не считал его оригинальным мыслителем, П. Струве, также отрицая революционность Б. и считая его либералом, утверждал, что Б. призывал пойти "на выучку" к капитализму Запада.
=====
Впервые марксистскую оценку идейному наследству Б. дал Г. В. Плеханов ("Белинский и разумная действительность", 1897; "Литературные взгляды Белинского", 1897, и др.). Плеханов показал Б. как блестящего диалектика и материалиста, однако он ошибочно представил его филос. эволюцию. Науч. оценка мировоззрения Б. дана в трудах В. И. Ленина. Он считал Б. выразителем интересов и настроений крепостных крестьян. Ленинские взгляды на мировоззрение Б. пропагандировал еще в дореволюц. время В. В. Воровский.
=====
После Окт. социалистич. революции разработкой творчества Б. с идеалистич. позиций занимался Р. Иванов-Разумник. Социологич. взгляд на творчество Б. отразился в работе П. Сакулина. Сов. историки обществ. мысли на основе марксистско-ленинской методологии много сделали для всестороннего исследования мировоззрения Б. и его места в истории рус. обществ. мысли и освободит. движения. Лит.-критич. и эстетич. взгляды Б., а также место его в рус. обществ. мысли освещены в работах А. Луначарского, П. Лебедева-Полянского, Н. Бродского (см. лит. к статье), Н. Мордовченко ("Белинский и русская литература его времени", М.-Л., 1950), А. Лаврецкого ("Эстетика Белинского", М., 1959) и др. Историч. взглядам Б. посвящена книга В. Иллерицкого. Разработка мировоззрения Б. сов. философами дана в "Очерках по истории философской общественно-политической мысли народов СССР" (т. 1, 1955) и "Истории философии" (т. 2, 1957). В 1953-59 впервые осуществлено полное академич. издание соч. и писем Б. Во Франции в конце 19 в. творчество Б. было оценено А. Франсом (А. France, Ivan Tourguéneff, "Le Temps", 1877, 16 janvier) и Г. де Мопассаном (G. de Maupassant, Chronique études, correspondance, P., 1940). В 1950 в Италии издан сб. избр. произведений рус. революц. демократов с предисловием Д. Берти (Il pensiero democratico russo del XIX secolo, Firenze, 1950), в к-ром дается положит. оценка Б.
=====
С крайне реакц. позиций Б. рассматривал Т. Масарик, представлявший его как религ. искателя, соединявшего в своих воззрениях "христианский социализм" и позитивизм. В реакц. белоэмигрантской лит-ре (Б. Яковенко, Д. Чижевский, В. Зеньковский и др.) Б. изображается как основатель рус. либерализма, искатель "царства божьего и социальной правды". Эти и др. антимарксистские работы о Б. не вносят ничего нового в лит-ру о нем.
=====
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-11, под ред. С. А. Венгерова, СПБ, 1900-17, т. 12-13, под ред. В. С. Спиридонова, M.-Л., 1926-48, Собр. соч., т. 1-3, M., 1948; Полн. собр. соч., т. 1-13, M., 1953-59.
=====
Лит.: Ленин В. И., Что делать?, Соч., 4 изд., т. 5, с. 342; его же, там же, т. 16, с. 107-09; его же, там же, т. 18, с. 250, 286; его же, там же, т. 20, с. 223-24; его же, там же, т. 26, с. 369; Герцен А. И., Собр. соч. в тридцати томах, т. 7, M., 1956; Чернышевский Н. G., Полн. собр. соч. в пятнадцати томах, т. 1, 3, M., 1939-47 (см. указатель); Плеханов Г. В., Избр. филос. произв. в пяти томах, т. 4, M., 1958, с. 417-67 (Белинский и разумная действительность), с. 468-97 (В. Г. Белинский), с. 498-542 (Виссарион Григорьевич Белинский), с. 543-94 (о Белинском); Луначарский А. (В.) Лит. силуэты, Л., 1925; Воровский В. В., Лит.-критич. статьи, M., 1956; Пыпин А. Н., Белинский. Его жизнь и переписка, 2 изд., СПБ, 1908; Венгеров С. А., Эпоха Белинского 3 изд., P., 1919; Евгеньев-Максимов В. (Е.), "Современник" в 40-50 гг. От Белинского до Чернышевского, Л., (1934); Иванов-Разумник (P. В.), В. Г. Белинский, P., 1918; Социализм Белинского. Статьи и письма. Редакция и комментарии Р. Н. Сакулина, M., 1925; Коган Р. (С.), Белинский и его время, M., 1923, Лебедев-Полянский П. И., В. Г. Белинский, M.-Л., 1945; Белинский историк и теоретик лит-ры, под ред. H. Л. Бродского, Сб. ст., M.-Л., 1949; ЛН, т. 55-57, M., 1948-51; Нечаева В. С., В. Г. Белинский. Начало жизненного пути и лит. деятельности, (М.), 1949; ее же, В. Г. Белинский. Учение в ун-те и работа в "Телескопе" и "Молве", (М.), 1954; Белинский в воспоминаниях современников, (М.), 1948; Иллерицкий В. Е., Ист. взгляды В. Г. Белинского, М., 1953; Оксман Ю. (Г.), Летопись жизни и творчества В. Г. Белинского, M., 1958; его же, Письмо Белинского к Гоголю как ист. документ, в сб. Уч. зап. Саратовского гос. ун-та, т. 31, Саратов, 1952; Поляков М. Я., Виссарион Белинский. Личность — идеи — эпоха, M., 1960; Courriere C., Histoire de la littérature contemporaine en Russie, R., 1875 (p. 202-19 — Biélinsky, p. 413-18 — Critique); Dolansky J., Belinskij a ceská literatura, "Siavia", Praha, 1949-50, roc. 19, ses 1/2, s. 153-207; Forgács L., Bajza és Belinsznij, Bdpst, 1955 (Irodalomtörténeti füzetek, Sz. 3); Hostovský J.,V. G. Belinskij, Praha, 1946; Nuove ragioni critiche, Firenze, 1954, p. 195-204; Trzynadlowski J., W. G. Bielinski, в его кн.: Studia Literackie, Wr., 1955, s. 152-78.
=====
B. E. Иллерицкий, M. T. Иовчук. Москва.