Советская историческая энциклопедия
Оборонит. линия на юж. границе Рус. гос-ва в конце 16- 17 вв. В связи с обострением рус.-крымских отношений была возобновлена в 30-х гг. 17 в. старая засечная черта за р. Окой и построено 10 новых городов, восстановлен разрушенный во время польск. и швед. интервенции г. Орел. Со стороны Ногайской дороги были построены Козлов, Тамбов, Верх. и Ниж. Ломов, со стороны Калмиусского и Изюмского шляхов — Усерд, Яблонов, Короча, Чернавск; несколько севернее — Ефремов и далеко к Ю. — Чугуев. В нач. 40-х гг. 17 в. по Б. ч. было построено еще 18 городов (Усмань, Коротояк, Новый Оскол, Вольный, Хотмышск, Карпов, Обоянь и др.) и создано 2 укрепл. р-на с целой системой острожков, валов, рвов и засек в Комарицкой волости под Севском и в Лебедянском у. К кон. 40-х гг. строительство Б. ч. в осн. завершилось, ее укрепления составляли сплошную линию. Б. ч. была заново заселена к нач. 50-х гг. 17 в. В городах Б. ч. насчитывалось более 10 тыс. служилых людей. В 1648-54 оборонит. линия от Ниж. Ломова была продолжена до Симбирска (см. Симбирская черта) и Сызрани. Сооружение Б. ч. потребовало от пр-ва огромных средств и выполнения очень тяжелых трудовых повинностей от населения. Б. ч. сильно затруднила крымским татарам возможность совершать грабит. набеги в глубь страны и способствовала хоз. освоению обширных черноземных пространств и строительству новых городов, что имело большое экономич. значение для Рус. гос-ва. С продвижением границ России на Ю. к кон. 17 в. Б. ч. потеряла свое значение.
=====
Лит.: Багалей Д. И., Очерки из истории колонизации и быта степной окраины Моск. гос-ва, M., 1887; Яковлев А. (И.), Засечная черта Моск. гос-ва в XVII в., M., 1916, Новосельский А. А., Борьба Моск. гос-ва с татарами в 1-й пол. XVII в., M.-Л., 1948.
=====
В. С. Бакулин. Москва.
—***—***—***—
Белгородская черта в XVII в.