Большая советская энциклопедия
I
Бе́дный
Борис Васильевич [р. 12(25).8.1916, станция Ярославская, ныне Краснодарского края], русский советский писатель. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Ленинградскую лесотехническую академию (1941) и Литературный институт им. М. Горького (1952). Работал инженером на лесосплаве. Выступил в 1948 как новеллист. Книгу повестей и рассказов «Большой поток» (1952) Б. посвятил людям леспромхоза. Затем вышли сборники: «Рассказы» (1954), «Неразменное счастье. Повесть и рассказы» (1962). В 1961 опубликовал повесть «Девчата» (одноимённый фильм, 1962). В центре внимания Б. — нравственный облик, духовный рост рабочего человека.
Соч.: Комары, М., 1952; Хозяин, М., 1952; Девчата. Жаркое солнце. Повесть и рассказы, М., 1967.
Лит.: Погодин Н., Поэтический рассказ, «Литературная газета», 1951, 31 мая; Соскин А., Правда характеров, «Звезда», 1952, № 7; Гус М., Столбовой дорогой жизни, «Октябрь», 1961, № 12; Апухтина В., Герой в коллективе, «Молодая гвардия», 1964, № 7.
II
Бе́дный
Демьян (псевдоним; настоящая фамилия и имя Придворов Ефим Алексеевич) [1(13).4.1883, деревня Губовка Херсонской губернии, — 25.5.1945, Барвиха Московской области], русский советский поэт и общественный деятель, один из основоположников социалистического реализма в поэзии. Член Коммунистической партии с 1912. Родился в семье крестьянина-бедняка. Учился в сельской школе, затем — в военно-фельдшерской школе, в 1904—08 на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Начал печататься в 1909 (в журнале «Русское богатство»). В 1911 в большевистской газете «Звезда» опубликовал стихи «О Демьяне Бедном — мужике вредном», откуда и взят псевдоним поэта. С 1912 и до конца жизни печатался в газете «Правда». Большевистская партийность, народность — основные черты творчества Б. В программных стихах «Мой стих», «Правда-матка», «Вперёд и выше!", «О соловье» — запечатлен образ поэта нового типа, живущего по ленинским заветам, поставившего перед собой высокую цель: творить для широких масс, нести в массы правду ленинских революционных идей, приобщать их к политике и культуре. Отсюда — обращение Б. к наиболее демократическим, доходчивым жанрам: басне, песне, частушке, раёшнику, агитационной стихотворной повести. В героической лирике и сатире Б. развивал традиции Н. А. Некрасова, И. А. Крылова, поэтов «Искры» (См. Искра). В дооктябрьский период поэт выступал от имени рабочих и крестьян, клеймил в баснях политику правящих классов и их приспешников, едко высмеивал меньшевиков-ликвидаторов. В 1913 вышел сборник «Басни», отмеченный В. И. Лениным в письме к М. Горькому (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48, с. 180). По воспоминаниям В. Д. Бонч-Бруевича, В. И. Ленин «...замечательно чутко, близко и любовно... относился к могучей музе Демьяна Бедного... Он характеризовал его произведения как весьма остроумные, прекрасно написанные, меткие, бьющие в цель» («На литературном посту», 1931, № 4, с. 5). Ленин, по словам Горького, неоднократно подчёркивал агитационное значение работы Б., но говорил: «Грубоват. Идёт за читателем, а надо быть немножко впереди» (Собр. соч., т. 17, 1952, с. 45). В 1917 Б. создал стихотворную повесть «Про землю, про волю, про рабочую долю», запечатлевшую рост революционного сознания масс в годы империалистической войны, победу большевиков. В годы Гражданской войны стихи и песни Б. играли огромную роль, поднимая дух красноармейцев, сатирически разоблачая классовых врагов и ренегатов. Наиболее значительные произведения 20-х гг.: поэма «Главная улица» (1922), проникнутая героическим пафосом, в обобщённых образах рисующая события 1905 и 1917; стихи о Ленине («Снежинки», «Никто не знал» и др.), сатира на внешнеполитические темы. В 1930 Б. подвергся критике за фельетоны «Перерва», «Слезай с печки», «Без пощады». Излишне резкой была критика либретто оперы «Богатыри» (1936). В годы Великой Отечественной войны Б. вновь много работает, печатается в «Правде», в «Окнах ТАСС», создаёт стихотворные повести, патриотическую лирику («Я верю в свой народ» и др.), антифашистскую сатиру. Творчество Б. оказало влияние на развитие советской поэзии, способствовало демократизации поэтического языка, обновлению жанра басни. Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени и медалями.
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—19, М.— Л., 1925—33; Собр. соч., т. 1—5, М., 1953—54; Собр. соч., т. 1—8, М., 1963—1965.
Лит.: Макаров А., Демьян Бедный, М., 1964; Воспоминания о Демьяне Бедном. [Сост. Придворов Д. Е. и Прямков А. В.], М., 1966; Эвентов И., Жизнь и творчество Демьяна Бедного, Л., 1967; его же, Поэт красного Питера, Л., 1968; Бразуль И., Демьян Бедный, М., 1967.
Л. К. Швецова.
Д. Бедный. Собр. соч. (М., 1924), Рис. К. П. Ротова.
Д. Бедный.