Советская историческая энциклопедия
Религ. учение секты бабидов, возникшее в 40-х гг. 19 в. в Иране. Отправляясь от шиитского учения об имамах и махди, Б. объявил об окончании эпохи ислама и о том, что осн. на Коране и шариате законы и порядки устарели и должны быть заменены более справедливыми, к-рые принес людям новый пророк — Баб в своей священной книге "Беян". В "Беяне" провозглашалось равенство всех людей, установление священного царства бабидов, изгнание из него небабидов и конфискация и раздел их имущества между бабидами, защита прав личности, собственности. Кроме общих требований, отражавших мечты нар. масс об освобождении от феод. гнета, в учении Баба выдвигались конкретные требования, соответствовавшие интересам торговцев, — обязательная уплата долгов, тайна торг. переписки, различные льготы и преимущества для купцов. Демократич. элементы Б. были развиты учениками Баба (Мохаммедом-Али Барфорушским, Куррат-эль-Айн и др.), к-рые на собраниях в Бедаште в 1848 объявили об отмене всех существующих законов и порядков, налогов, повинностей и частной собственности, о введении общности имущества и равенства женщин и мужчин. В этих требованиях Б. отражались революц.-демократич. стремления угнетенных масс к ликвидации феод. собственности на землю и др. средства произ-ва. После поражения бабидских восстаний Бехаулла, один из учеников Баба, отбросил революц. содержание Б. и создал новое учение — бехаизм.
=====
Источн.: Jani Kashani, Haji Mirza, Kitab-i-Nuqtatu'1-Kaf, ed. by E. G. Browne, Leyden-L., 1910.
=====
Лит.: Abdel-Rahman Tag, Le Bâbisme et l'Islam, P., (1942). См. также лит. при ст. Бабидские восстания.
=====
М. С. Иванов. Москва.