(Jarzebski, Jarzembsky, Carzebski, Harzebsky, Jarzempski и др. варианты написания) Адам (до 1590, Варка, близ Варшавы — 1648, Варшава) — польский скрипач, композитор, поэт и архитектор. Муз. образование получил в Германии и Италии. В 1612-19 служил скрипачом в берлинской капелле курфюрста Бранденбургского Иоганна Зигмунда, выступал в её составе в городах Германии. В 1615-16 совершенствовался в Италии. Ок. 1621 возвратился в Варшаву, служил в корол. капелле, писал музыку, преподавал; среди учеников Я. — его сын Шимон Я. (1630-79), скрипач корол. капеллы (с 1649 преемник отца). Я. получил известность также как конструктор и мастер муз. инструментов и как архитектор (руководил строительством корол. замка в Уяздуве, 1635). Ему принадлежит книга "Столбовая дорога, или Краткое описание Варшавы" ("Gosciniec albo Krуtkie opisanie Warszawy...", 1643) — первый подробный путеводитель по столице Польши, содержащий также сведения о муз. жизни города в 1-й пол. 17 в. За многогранную плодотворную деятельность Я. внесён в список "почётных граждан Варшавы" (1648). Автор первых польск. произв. для камерно-инстр. ансамбля — канцон и концертов, многие из к-рых предвосхищают жанр concerto grosso. В ряде соч. (особенно в жанре фантазии) ощутимо претворение ладово-интонац. особенностей и приёмов исполнительства польск. нар. музыки. Для произв. Я. характерны широкое применение вариационности, имитац. техники, динамич. и метроритмич. контрастов, эффекта эхо; развивал темы путём вычленения отд. интонаций, динамизировал репризу, чем способствовал формированию сонатного Allegro. Наиболее ярко нар. истоки выражены в его 3-гол. концертах "Новый дом" ("Nova casa") и "Хроматика", а также миниатюре "Тамбуретта" для 5 инструментов. В 1627 вышел сб-к, содержащий 5 канцон и 23 концерта Я. для 2-4 инструментов с basso continuо. Ему принадлежат инстр. транскрипции вокальных произв. Дж. Габриели, Т. Мерулы, О. Лассо, Дж. Палестрины.
Литература: Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1, М., 1954, с. 126-35; Григорьев В., Истоки польского скрипичного исполнительского искусства, в сб.: Музыкальное исполнительство, вып. 10, М., 1979, с. 231, 233-35; Jachimecki Z., Adam Jarzebski jako kompozytor koncertуw i kanzon, "Mloda Muzyka", 1909, No 20; Сhybinski A., Z dziejуw muzyki polskiej do roku 1800, в сб.: Muzyka Polska, 1927; Duniсz J., Adam Jarzebski i Jego "Canzoni e concerti" (1627), Lwуw, 1938; A. Jarzebski, в сб.: Z dziejуw polskiej kultury muzycznej, t. 1, Kr., 1958, s. 166, 200-04, 271; Tomkiewicz W., (Вступ. ст.), в кн.: Goscieniec albo Krуtkie opisanie Warszawy..., Warsz., 1974, s. 5-55.
В. Ю. Григорьев.