(лат. antiquus — древний): самостоятельная эпоха, испытавшая сильное влияние греческой античности. Напр., любовь к мальчикам и юношам играла в Риме подчиненную роль, но так же, как бисексуальность, была частью половой жизни и ни в коем случае не дискриминировалась. Проституция была широко распространенным явлением. Существовало бесчисленное множество борделей, так наз. лупонариев, которые сильно отличались друг от друга в отношении и женщин, и оказываемых ими услуг, и по своей обстановке. Так, хозяйки изысканно обставленных домов продавали свою благосклонность весьма дорого, но наряду с ними имелись большей частью не столь привлекательные, общедоступные проститутки для простых людей. Особенно популярны были общественные бани, где не только мылись и снимали напряжение, но часто тут же на месте находили подруг и наслаждались с ними сексом. Римских мужчин меньше, чем в древней Элладе, интересовали интеллектуальные беседы, зато высок был спрос на сексуальные удовольствия. В Древнем Риме часто даже известные проститутки не имели того высокого уровня образования и культуры, каким могли гордиться греческие гетеры. Насколько либеральным было отношение к различным проявлениям сексуального поведения, свидетельствует, например, то, что о Цезаре говорили, будто он супруг всех женщин и супруга всех мужчин, что вовсе не вредило его положению в обществе.
Анальный акт был делом обычным, однако с уважением относились только к активному партнеру, а над пассивным насмехались и издевались. Об этом сообщают римские поэты Ювенал и Катулл. Основанием для столь разного отношения служило то, что активность считалась мужской чертой, а пассивность — женской, причем последняя интерпретировалась в смысле «бабья», «позорная». Речь шла прежде всего об анальном сношении мужчин. Анальный акт с женщиной, очевидно, чаще всего происходил в отсутствие партнера-мужчины или потому, что узкая прямая кишка давала мужчине большее возбуждение, чем слабое влагалище. Во всяком случае, наряду с бесчисленными восхвалениями анального контакта в его адрес звучала и критика. Так, Ювенал спрашивает: «Разве легко и удобно просовывать член в задний проход, как подобает, и натыкаться там на вчерашнюю еду?» Предпочтительными партнерами для активного при анальном сексе мужчины, педикатора (paedicare — изнасиловать мальчика), были гомосексуальные мальчики, основным достоинством которых кроме привлекательной внешности были хорошенькие, еще не покрытые волосами ягодицы. Появление волос на ягодицах обычно предупреждали или удаляли уже появившийся волосяной покров с помощью специальной косметики, т.к. это считалось отталкивающим. Не все эти средства были безопасными. Опаливание или использование горячей смолы могло привести к болезненным ожогам.
Кроме того, на сексуальное поведение влияло наличие рабов, которых либо покупали на рынке, либо привозили с собой из дальних стран (торговля девушками и женщинами). Бесправные, они находились целиком во власти своего господина и поэтому часто подвергались сексуальному насилию. Л. Шидревитц так пишет в «Истории нравов и обычаев пролетариата»: «Зажиточные и знатные нобили (патриции, дворяне) имели множество рабов для оказания самых интимных услуг, и некоторые половые извращения. считавшиеся грязными, были позорными для свободного мужчины потому, что именно рабы играли роль пассивной стороны».
Вызванный моральным беспределом многих римских императоров, их жен и царедворцев нравственный распад вел к тому, что с течением времени жизнь становилась все более развратной. Пример тому — император Тиберий, питавший страсть к мальчикам. Во время совместного купания эти «рыбки», как он их называл, должны были плавать у него между ног и лизать или сосать его пенис и тем самым возбуждать его чувственность. Говорят, что императрица Мессалина была ненасытна в сексуальном отношении. Переодевшись служанкой, она посещала самые развратные бордели, чтобы отдаваться там всем мужчинам без разбора. Кроме того, у нее было множество любовников, которые должны были быть всегда готовыми выполнить ее волю, а тех, кто пытался уклониться, осуждала на смерть. Император Нерон с большой помпой женился на одном из своих любовников.
На фоне такой развращенности исключением были девственницы-весталки, принявшие обет почитания Венеры и в то же время целомудрия. Нарушившие этот обет искупали позор смертью: их живьем закапывали в землю.
Несмотря на отдельные попытки как-то обуздать безнравственность знати, распад римского общества продолжался, что подготавливало почву для принятия и распространения христианства, которое положило конец сексуальной распущенности, однако постулировало другую крайность — отказ от чувственного удовольствия и аскетизм.