Совокупность взглядов и концепций, широко разрабатывавшихся в США в первой половине — середине XX в. и объяснявших своеобразие культурно-исторического облика народов.
Наиболее яркими представителями А.э.ш. являлись такие видные ученые, как А. Кардинер, М. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон. В основу научных представлений, взглядов и концепций А.э.ш. было положено признание существования у различных народов специфических, только им присущих черт национального характера, которые являются устойчивыми психологическими характеристиками. Исходя из этого методологического положения, любой исследователь может построить модель некоей "базисной (модальной) личности" (см.).
Представители А.э.ш. утверждают, что решающую роль в психологии человека играют этнокультурные нормы, а не природные способности и задатки, эмоционально-чувственные побуждения. По их мнению, такие черты национального характера, как агрессивность, стремление к насилию, подозрительность и др. объясняются особенностями культуры народов, особенностями их национальной психологии в целом.
В своих концепциях американские этнопсихологи широко использовали психиатрические термины и положения психоанализа о вытеснении, о замещении, об Эдиповом комплексе и др. Всего представителями А.э.ш. было исследовано около 20 различных культур в основном народов бассейна Тихого океана и сделаны выводы о специфике психологической культуры каждого из них.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)