Это жители Соединенных Штатов Америки, государства, существующего уже более двухсот лет и объединившего в своем составе представителей многих этнических общностей, у которых сформировались общие для них всех психологические характеристики.
В национальном характере американцев много противоречивого и это — результат своеобразной истории страны. Эмиграция за океан людей, самых различных в национальном и социальном отношениях, энергичное и часто хищническое освоение богатой, необжитой территории, борьба с природой и варварское истребление местного населения; война за независимость и захватнические войны с соседями; рабство и прогрессивная война Севера с Югом, так и не покончившая с расовой дискриминацией; "Америка только для американцев" и стремление повелевать всем миром; быстрый экономический рост и грабеж многих народов мира; войны только на чужих территориях и до последнего времени неуязвимость своей собственной страны; разнообразное имущественное расслоение населения — все это не могла не наложить отпечаток на психологию американцев.
Для них свойственно трудолюбие, но нужно правильно представлять разницу между проявлением этого качества у американцев и других народов, например, японцев или немцев. Трудолюбие японца — это терпеливость, кропотливость, ловкость, прилежание, упорство, какая-то обреченность, безрадостность. Трудолюбие немца — это основательность, пунктуальность, точность, шаблонность, добросовестность, дисциплинированность, предусмотрительность, но без размаха, риска. Трудолюбие американца — это размах, энергичная напористость, неиссякаемый деловой азарт, предприимчивость и инициативность, смелость и упорство, изобретательность и рационализаторская мысль, добротность. Поражает какая-то неистовая одержимость, с которой американцы работают, то есть делают деньги, особенно в лучшие годы своей жизни. Они, как правило, не отказываются ни от сверхурочных, ни от дополнительного заработка на стороне, если выпадет такая возможность.
Национально-психологическими особенностями американцев являются и их деловитость, и практичность. Деловитость по-американски — это организованность в труде, четкость, точный расчет, глубокое (в деталях) знание дела, умение находить наиболее рациональные решения практических задач, предприимчивость. Практичность американцев — это умение из всего — из вещей и из людей — извлекать пользу.
Высокая техника организации труда, умение строго ценить время и разумно его использовать также стали своеобразными характеристиками психологии американцев. Эта склонность к организации укрепляет у них в свою очередь инициативу и самостоятельность. У американцев твердый организаторский талант, в отличие, например, от немцев, у которых данное качество оказалось заменено дисциплиной. Американцы самостоятельны, инициативны, упорны. Их самостоятельность, а также стремление в любом деле полагаться только на собственные силы поощряются с раннего детства.
Американцам присущи самоуверенность, пренебрежение всем неамериканским, завышенная самооценка своих сил и способностей. Жители США любого возраста и пола выделяются с первого взгляда именно этими своими качествами. Их поэтому легко отличить, например, от французов. Они высоки, худощавы и ловки, держатся самоуверенно, разговаривают громко. Дети удивительно самостоятельные и шумливые. Старики и старухи крепкие и тоже самостоятельные.
Американцы отличаются своеобразной гибкостью в восприятии и оценке того, что происходит вокруг них. С одной стороны, они быстро оценивают ситуацию в практической деятельности, довольно легко ориентируются в окружающей обстановке. С другой, — если подходить к этим качествам с деловой точки зрения, следует констатировать, что, проявляя большую практичность, американцы излишне заботятся о собственной выгоде. "Успех" для них является заветной целью в жизни. Сам же он измеряется количеством "сделанных" долларов. За этим "успехом" многие — гонятся всю жизнь.
Страсть к совершенствованию, изобретательству является характерной чертой американского образа жизни. Практическое следствие ее — американцы уже с юношеского возраста имеют технические навыки. Типичным их пристрастием является и любовь к спорту.
Темперамент американцев в отличие от английского — живой, даже вспыльчивый. В обычной жизни они бодры и жизнерадостны, особенно на работе. Начальник должен показывать подчиненным, а подчиненные — клиентам, покупателям, что все идет хорошо. Быть угрюмым — все равно что быть грязно одетым. Свои эмоции они выражают прямо, непосредственно, приучены улыбаться, и это им нетрудно делать. Они любят пошутить, понимают юмор, умеют посмеяться над собой, однако их шутки, как правило, незатейливы. Американцы добры и щедры. Могут подарить дорогую книгу долларов за пятьдесят, но никогда не подарят галстук за пять долларов, потому что не могут себе представить, что вы сами не можете себе купить такой по своему вкусу.
Американцы несколько простодушны и легковерны. При всей их расчетливости их нетрудно обмануть и даже обворовать. Например, здания многих американских отелей имеют несколько входов, можно захрдить с любого, и никто от вас не потребует Даже визитной карточки. Врать в США не принято, а уличение во лжи может навсегда разрушить репутацию человека. Американцы легко дают деньги взаймы. Если вы приезжий, они будут вас опекать, показывать разные достопримечательности, тратя свои деньги на разные билеты, сувениры, путеводители. Но при этом добрый приятель способен вечером зайти к вам с бутылкой виски, выпить, поболтать, а потом завинтить пробку, положить бутылку в карман и уйти домой.
Поскольку американцы — большие патриоты своей страны, то они не одобряют какие бы то ни было критические замечания, высказываемые иностранцами в адрес чего-либо американского, например, по поводу опубликованной статьи в американской газете или журнале. Хотя сами они считают себя вправе делать подобные замечания.
Американцы — народ законопослушный, ценящий и высоко уважающий существующие у них законы и власть. По этой причине они не будут одобрять ваше критическое отношение к существующей власти в вашей стране. В процессе общения с американцами не стоит-сильно бравировать отличным знанием английского языка и своей осведомленностью о внутренних проблемах США.
При общении с иностранцем на американца может положительно повлиять его высокое занимаемое положение в обществе, известность в своей стране, частота появления на телеэкране. Очень ценится, если тот имеет связи с каким-либо из американских университетов или издательств. В отношении иностранцев американцы вообще нередко мыслят стереотипно. Так, с россиянами у них ассоциируется плохо сшитый костюм, выпитый на одном дыхании стакан водки, разудалое застольное пение.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)