(нем. Alt, итал. alto, от лат. altus — высокий).
1) Второй по высоте голос в музыке четырёхголосного склада. В этом значении термин "А." стал применяться с 15 в. Ранее в трёхголосном изложении голос, звучавший выше, а иногда и ниже тенора, назывался контратенором. С переходом к 4-голосию стали различать контратенор-альт и контратенор-бас, позднее именовавшиеся просто альтом и басом. В ранних четырёхголосных сочинениях a cappella (конец 15 в.) партия альта исполнялась мужчинами. В трёхголосных хор. партитурах и в более поздние эпохи (16-17 вв.) партию альта иногда поручали I тенорам.
2) Партия в хоре или вок. ансамбле, исполняемая низкими детскими или низкими женскими голосами (меццо-сопрано, контральто). С конца 18 в. в оперных хор. партитурах в Италии, а позднее и во Франции ("Гранд-Опера", "Опера лирик") партия низкого жен. голоса получает наименование меццо-сопрано, или среднее сопрано. С этого времени партии в однородных жен. хорах стали носить назв. жен. голосов: сопрано, меццо-сопрано, контральто. В вок.-симф. сочинениях (за исключением Реквиема Берлиоза, Stabat mater Россини и др.) и в хорах a cappella сохранилось старое наименование — альт.
3) В странах нем. языка название контральто.
4) Низкие детские голоса. Вначале так называли голоса мальчиков, певших партию А. в хоре, позднее — всякий низкий детский певческий голос (как мальчиков, так и девочек), диапазон его — (g)a — es2(e2).
5) Смычковый инструмент (итал. viola, франц. alto, нем. Bratsche) скрипичного семейства, занимающий промежуточное положение между скрипкой и виолончелью. По размерам неск. больше скрипки (длина корпуса ок. 410 мм; старинные мастера изготовляли альты длиной до 460-470 мм; в 19 Б. получили распространение А. меньшего размера — длиной 380-390 мм; в противовес увлечению ими Г. Риттер и позднее Л. Тертис разработали более крупные модели, всё же не достигающие размеров классич. А.). Строй А. на квинту ниже скрипичного (с, g, d1, а1); партия А. йотируется в альтовом и скрипичном ключах. Предполагают, что А.- самый ранний из инструментов скрипичной группы (появился в конце 15 — нач. 16 вв.). Звук А. отличается от скрипичного густотой, контральтовым оттенком в нижнем регистре и несколько носовым "гобойным" тембром в верхнем. Исполнять на А. быстрые технич. пассажи труднее, чем на скрипке. А. применяется в кам. инстр. ансамблях (неизменно входит в состав смычкового квартета), симф. оркестрах, реже как сольный конц. инструмент. Конц. пьесы для А. стали появляться уже в 18 в. (конц. симфония для скрипки и альта с орк. В. А. Моцарта, концерты Я. Стамица братьев К. и А. Стамиц, Г. Ф. Телемана, И. С. Баха, И. К. Ф. Баха, М. Гайдна, А. Роллы, вариации для скрипки и альта И. Е. Хандошкина и др.). Сонату для A. написал М. И. Глинка. В 20 в. концерты и сонаты для А. создали Б. Барток, П. Хиндемит, У. Уолтон, С. Форсайт, А. Бакс, А. Блисс, Д. Мийо, А. Онеггер, B. Н. Крюков, Б. И. Зейдман, Р. С. Бунин и др.; имеются конц. пьесы для А. и в др. жанрах. Выдающиеся альтисты: К. Уран (Франция), О. Недбал (Чехия), П. Хиндемит (Германия), Л. Тертис (Англия), У. Примроз (США), В. Р. Бакалейников (Россия), В. В. Борисовский (СССР). В качестве альтистов иногда выступали и нек-рые виднейшие скрипачи — Н. Паганини, из сов. скрипачей — Д. Ф. Ойстрах.
6) Альтовые разновидности нек-рых орк. духовых инструментов — флюгельгорнов (А., или альтгорн) и саксгорнов, кларнета (бассетгорн), гобоя (альтовый гобой, или англ. рожок), тромбона (альтовый тромбон).
7) Альтовая разновидность домры.
Литература: Струве Б. А., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Гринберг М. М., Русская альтовая литература, М., 1967; Straeten E. van der, The viola, "The Strad", XXIII,1912; Сlarke R., The history of the viola in Quartet writing, "ML", IV,1923, No 1; AltmannW., Borislowsky W., Literaturverzeichnis fьr Bratsche und Viola d'amore, Wolfenbьttel, 1937; Thоurs B. and Shore В., The viola, L., 1946; Zeyringer Fr., Literatur fьr Viola, Kassel, 1963, Ergдnzungsband, 1965, Kassel, 1966.
И. Г. Лицвенко, Л. Я. Раабен.