Своеобразие муз. культуры якутов связано с историч. судьбами этого небольшого (ок. 300 тыс. чел.) сев. народа, предки к-рого обитали на юге Сибири (от них сохранился тюркский яз. и корни степной культуры). Муз.-поэтич. фольклор якутов разнообразен. Центр. место в нём занимают монументальные эпич. сказания олонхо. Издавна сложились 2 типа пения: высокое, торжеств. пение (дьиэрэтии ырыа) и обычное (дэгэрэн ырыа). Пение дьиэрэтии насыщено фальцетными призвуками (кылысахами), к-рые образуют контрапункт к осн. мелодии и создают эффект двухголосия. Этот тип пения, требующий спец. навыков, является традиц. способом бытования устной эпич. поэзии. Ведущий жанр дьиэрэтии ырыа — тоюки — песенные импровизации по к.-л. поводу. Они складываются из муз. периодов-тирад, завершаемых орнаментированными каденциями. Среди совр. образцов жанра — "День великой Победы" У. Г. Нохсорова, "Сказание о великой Москве" C. А. Зверева, "Полёт на самолёте" E. E. Ивановой и др. В манере дьиэрэтии исполнялись обращения к духам-покровителям, всевозможные алгысы (славления, благопожелания, напутствия) и большинство песенных фрагментов олонхо (преим. песни положительных персонажей). Практикуются специфич. приёмы пения, перемежающие напев синкопированными придыханиями (тангалай ырыата), гортанными хрипами (хабарга ырыата). В пении дэгэрэн ырыа преобладают индивидуализированные напевы, имеющие закреплённые тексты. Ритмически и интонационно мелодика дэгэрэн часто связана с запевами осуокая — традиц. кругового танца. Напевами дэгэрэн и звукоподражат. пением пользовались олонхосуты для воссоздания лирич. женских, комич. или фантастич. образов эпоса. Особые виды пения были связаны с шаманством (ойуун кутуруута, удаган ырыата), кликушеством (мэнэрийии) и т. п. Муз. инструментарий прежде был ограничен хомусом (металлич. варган) и якут. скрипкой (кырыымпа), а также ударными инструментами с неопределённой высотой звука, среди к-рых своими выразит. возможностями выделялся шаманский бубен (дюнгюр).
Лад, на к-ром основаны мелодии дьиэрэтии, зачастую включает лишь ступени, имеющие функции устоя, неустоя и ладовой антитезы, иногда совпадающей с кульминационным тоном. В др. случаях число ступеней возрастает за счёт добавления нижней кварты и др., вплоть до образования диатонич. звукорядов. В совр. массовой песне применяются семиступенные мажор и минор. В традиц. пении часто встречаются т. н. раскрывающиеся лады (термин Г. А. Григоряна) — в процессе развёртывания напева, при сохранении его ритмич. рисунка и линеарных контуров, расстояния между соседними ступенями лада плавно увеличиваются (до 2,5-3 тонов). В процессе вок. исполнения при каждой ступени часто возникает призвук (кылысах). Своеобразие звукотембрового строя и текучесть интервалики затрудняют запись традиц. песен. Ритмич. строение якут. мелодики мало изучено. В песнях дэгэрэн периодич. метрика сочетается с гибким внутритактовым ритмом. Напротив, в мелодике дьиэрэтии, вопреки импровизационной изменчивости метра, ощущается чёткая ритмич. пульсация.
Систематич. изучение муз. фольклора якутов началось после Oкт. революции 1917. Первая нотная запись якут. нар. песни была сделана А. Ф. Миддендорфом (1844), фонографическая — В. И. Иохельсоном (1901). Опубликованы сб. А. В. Скрябина (при участии К. П. Виноградова и Н. И. Аладова, М., 1927), Ф. Г. Корнилова (М., 1936) и др. Большой вклад в изучение якут. нар. музыки внесли M. H. Жирков, Г. А. Григорян, С. А. Кондратьев, а также Д. Р. Рогаль-Левицкий, В. М. Беляев, Н. И. Пейко, И. А. Штейнман, Э. Е. Алексеев.
В нач. 20 в. в Я. м. зарождается хор. пение, формируется муз. самодеятельность. В 1920 в Якутске функционировал симф. оркестр, в 1921 — уч. муз. студия. Заметную роль в формировании проф. муз. иск-ва сыграл Якут. радиоцентр (1929), а затем хор при Якут. т-ре (1936, рук. M. H. Жирков). Начиная с 1944 над созданием произв., основанных на якут. фольклоре, работали мн. моск. композиторы. Особенно плодотворным было сотрудничество M. H. Жиркова и драматурга Д. К. Сивцева (Суорун Омоллона) с Г. И. Литинским; им принадлежат первые нац. оперные и балетные произведения.
Путь к первой якут. опере "Нюргун Боотур" Литинского и Жиркова (1947; 2-я ред. 1957) шёл от драмы-олонхо "Туйаарыма Куо" П. А. Ойунского (с музыкой Жиркова, 1938), переработанной затем в муз. драму "Нюргун Боотур Стремительный" (1940). Литинский и Жирков создали также нац. балеты "Полевой цветок" (1947), "Алый платочек" (1949; пост. 1967), оперу "Сыгый Кырынаастыыр" (конц. исполнение, 1948). Последующие пост. Якут. т-ра: лирич. опера-легенда "Лоокут и Нюргусун" Григоряна (1959), его же оперетта "Цветок Севера" (1962), лирико-патриотич. опера на историч. материале "Песнь о Манчары" Г. Н. Комракова и Э. Е. Алексеева и опера-поэма "Красный шаман" Литинского (обе 1967), опера-трагедия "Неугасимое пламя" Н. С. Берестова (1974). Разнообразны по тематике нац. балеты -"Камень счастья" Григоряна (1961), "Радость Алтана" Литинского (1963), балет-сказка "Чурумчуку" бурят. комп. Ж. А. Батуева (1964), "Сияние Севера" В. М. Бочарова (1970), "Орлы летят на Север" (детский, 1971) и "Подвиг" (1976) Г. Н. Комракова, "Священный Ильмень" Д. Ф. Салиман-Владимирова (1977). Среди вок.-симф. соч.- кантаты Н. И. Пейко, Г. А. Григоряна, Г. Н. Комракова, Л. В. Вишкарёва, Н. С. Берестова, В. Г. Каца, З. К. Степанова. Симф. музыка представлена поэмами А. Н. Мазаева, Н. И. Бажова, сюитами Н. И. Пейко, Г. С. Гамбурга, Р. Д. Ромм, В. А. Зырянова, З. К. Степанова, симфонией (1967) и концертом для фп. с оркестром (1970) Г. Н. Комракова. Большой вклад внесли в симф. музыку Г. А. Григорян (концерт для скрипки с оркестром, 1954), Н. И. Бажов (симфониетта, 1955), В. Г. Кац (2-й концерт для фп. с оркестром, 1975), Г. И. Литинский (симф. рапсодия "Ысыах. Якутский праздник", 1964), Н. С. Берестов ("Концертная импровизация для хомуса с оркестром", 1972, при участии хомусиста И. Е. Алексеева). Много ярких песен написали композиторы-мелодисты З. П. Винокуров, X. Т. Максимов, С. Ф. Павлов, Г. М. Никифоров, О. П. Иванова, P. M. Лобанов, А. М. Алексеев. Становлению профессионализма в Я. м. способствовали дирижёры М. З. Бенедиктов, засл. арт. РСФСР А. С. Кулешов, хормейстеры В. П. Попов, засл. деят. иск-в РСФСР Г. Ф. Таныгин. Достижения Я. м. демонстрировались на Вечерах якут. лит-ры и иск-ва в Москве (1957) и др. городах. В Якутске проводятся фестивали Я. м. (с 1974). Среди якут. музыкантов-исполнителей: дирижёр засл. деят. иск-в РСФСР Г. М. Кривошапко; хормейстер засл. арт. РСФСР Ф. А. Баишева; певцы — нар. арт. РСФСР А. И. Егорова, засл. арт. РСФСР А. Б. Ильина-Дмитриева, М. М. Лобанов, А. П. Лыткина, Н. С. Шепелёва, В. Н. Яковлева, нар. арт. Якут. АССР М. К. Попова, засл. арт. Якут. АССР А. П. Самсонов.
"День великой Победы". Тоюк У. Г. Нохсорова. Нотация Э. Е. Алексеева.
В Якут. АССР функционируют (1982): Муз. т-р (выделен в 1971 из состава Якут. муз.-драм. т-ра им. П. А. Ойунского), симф. оркестр и хор Комитета по телевидению и радиовещанию,
Лирическая песня "Пригожая Мария". Нотация Э. Е. Алексеева.
филармония (1979), ансамбль нац. танца (1980), Дом нар. творчества (1933), Союз композиторов (1979), муз. уч-ще (1949), 84 муз. школы.
Литература: Серошевский В., О якутских песнях и певцах, "Известия Вост.-Сибирского отделения ИРГО", 1893, T. 24, No 2; Rогаль-Левицкий Д., Якутская народная песня, "Музыка и революция", 1926, No 10; Беляев В., Якутские народные песни, "СМ", 1937, No 9; Pейко Н., Штейнман И., О музыке якутов, "СМ", 1940, No 2; Григорян Г. A., Музыкальная культура Якутской АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, (М.), 1957; Кондратьев С. A., Якутская народная песня, М., 1963; Алексеев Э. Е., Музыкальная культура, в кн.: Якутская советская литература и искусство, Якутск, 1964; его же, Якутская АССР, в кн.: История музыки народов СССР, т. 1-5, М., 1970-74; его же, Якутская песня в прошлом и настоящем, в кн.: Социалистическая музыкальная культура, М., 1974; его же, Проблемы формирования лада. (На материале якутской народной песни). Исследование, М., 1976; Решетникова A., Горизонты якутской музыки, "Полярная звезда", 1979, No 2.
Э. Е. Алексеев, З. З. Алексеева.