Советская историческая энциклопедия

ЯХВЕ

Йахве, Иегова, — в иудаизме название бога (от тетраграммы YHWH, точное произношение к-рой неизвестно; произнесение имени Я. было табуировано, а тетраграмма рассматривалась как идеограмма слова "господь", в греч. передаче xyrios; в масоретской огласовке тетраграмма звучала как Иегова — название, принятое христ. богословами в 14 в.; тетраграмма восходит к глаголу hyh — "быть" и по своей грамматич. структуре означает либо "постоянно пребывающий" или "постоянно сущий", либо — "творец всего сущего"). В Библии имя Я. упоминается ок. 7000 раз, в первый раз в связи с деятельностью Моисея. Поклонение Я. сначала не исключало культов др. божеств, как др.-еврейских, так и местных ханаанейских. Я. считался воплощением стихий (огонь, ветер и др.) и не имел ни изображений, ни храмов; ему был посвящен шатер ("скиния") и в нем ларец ("ковчег"), считавшийся земным местопребыванием бога, незримо присутствующего во всем мире. Офиц. культ осуществлялся особой родо-племенной группой левитов. После возникновения в кон. 11 в. до н. э. Израильско-Иудейского царства и укрепления монархии происходит процесс выделения из множества богов одного главного бога Я. Культ Я. стал основой господствующей идеологии Израильско-Иудейского царства; царь Соломон построил храм Я. в Иерусалиме. Пророки объявляли Я. "ревнивым богом", не допускающим, чтобы его "избранники" почитали др. богов. Еще ко времени т. н. патриархов (Авраама, Исаака и др.) возводится возникновение концепции "договора" ("завета") между израильскими племенами и Я. (первые обязались не чтить др. богов и исполнять желания Я., а Я.- передать им власть над Палестиной). С 8-7 вв. до н. э. пророки стали отрицать само бытие др. богов, кроме Я. Культ всех других богов, кроме Я., был запрещен в результате религ.-политич. реформы, проведенной иудейским царем Иосией в последней трети 7 в. до н. э.

=====

Лит. см. при статье Иудаизм.

=====

И. Д. Амусин. Ленинград.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте