Техника. Современная энциклопедия
я́хта
Парусное, моторное или парусно-моторное судно, предназначенное для спорта, отдыха и туризма. Отличаются многообразием конструкций корпуса и его размеров, парусным вооружением и архитектурой судна. Наиболее типизированы парусные яхты.
Парусные яхты разделяют на крейсерские, предназначенные для длительных рейсов, и гоночные, которые строятся по международным правилам. В зависимости от водоизмещения, парусности и формы корпуса парусные яхты делятся на классы: международные, национальные, свободные. Яхты могут иметь сплошную или частичную палубу, разные типы килей – балластные или шверты (поднимаемые кили). Крейсерские яхты обычно оборудуются стационарным мотором, имеют просторную кабину, вспомогательное оборудование, оснащаются разнообразным парусным вооружением. К гоночным яхтам относятся шверботы «Снайп», «Финн», «Летучий голландец», килевые яхты класса R-5.5, «Звёздный», тримараны и др. Гоночные яхты обычно имеют одну мачту и косые паруса с возможностью установки прямого паруса, применяемого при попутном ветре. Полный комплект парусов для одномачтовой яхты (шлюпа) состоит из 16 парусов; установка того или иного паруса определяется погодными условиями. Корпуса парусных яхт делают из дерева, пластмассы, армоцемента, металла (обычно алюминиево-магниевые сплавы или сталь). На парусных яхтах совершаются сверхдальние и кругосветные плавания. В 1895—98 гг. американец Д. Слокум совершил на 37-футовом (11-метровом) деревянном шлюпе в одиночку кругосветное плавание, которое длилось с заходами в разные порты 3 года. В 1967 г. завершилось рекордно короткое (225 дней) кругосветное одиночное плавание англичанина Ф. Чичестера, который прошёл самым опасным путём – мимо мыса Доброй Надежды и мыса Горн. Чичестер – также организатор и победитель парусных гонок одиночек через Атлантику, проходящих каждые 4 года и привлекающих от 50 до 120 участников.
Моторные яхты не имеют специальной классификации и ограничений ни по размерам, ни по мощности силовой установки, ни по принципу движения. На современных моторных яхтах устанавливают дизельные или бензиновые двигатели. Водоизмещение моторных яхт, мощность двигателей и скорость движения изменяются в очень широких пределах. Так, паровая яхта «Турбиния» (Ч. Парсонс, Англия) имела водоизмещение 44 т и мощность четырёх паровых турбин ок. 1500 кВт. В 1897 г. эта яхта установила рекорд скорости среди водоизмещающих судов и кораблей Англии (34.5 узла, или 64 км/ч). Самая роскошная и крупная из плавающих яхт – трёхпалубная яхта «Кристина». Она имеет водоизмещение 2250 т, мощность силовой установки 4085 кВт, длину 99.06 м, крейсерскую скорость 19 узлов (35.2 км/ч), дальность плавания более 12 000 миль. На яхте есть ресторан, бары, залы для шоу, плавательный бассейн, спортзалы, библиотека, фитнес-центр и др., имеется вертолётная площадка. Большинство моторных яхт являются судами водоизмещающего типа, но строились и яхты на подводных крыльях (яхта RHS «Алияхт» водоизмещением 52 т, с силовой установкой мощностью 2x995 кВт, скоростью хода 40 узлов, или 75 км/ч, и дальностью плавания 700 км).
Парусные яхты